БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

В Салоне «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39 состоялась дискуссия «Русский взгляд на предметный светодизайн», в которой приняли участие дизайнер Ольга Подольская, светодизайнер Наталья Маркевич, представитель компании GLASSBURG Евгений Богомазов и креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» Константин Прокопенко. Обсудили истоки, тренды, проблемы и перспективы развития русского светодизайна, выделили знаковые российские фабрики и самых ярких промышленных дизайнеров, работающих со светом.

Дискуссия стала второй в рамках цикла Light Talks на Малой Ордынке, 39, посвященного теме светодизайна.

Константин Прокопенко, креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39 рассказал о вехах российского промышленного дизайна в области освещения в XX веке. Поделился историей популярности зеленых ламп – таких, какие установлены в Российской государственной библиотеке (в «Ленинке»), получивших известность не только в России, но и за рубежом, а также выделил характерные черты светодизайна эпох конструктивизма и советского модернизма: «Для конструктивизма характерно много естественного освещения в зданиях – на тот момент обилие света выступало в качестве метафоры «взгляда в светлое будущее». Первостепенную задачу играла функция: светильники становились простыми, без декоративных элементов, чаще с матовым стеклом».
Константин Прокопенко заметил, что редким случаем удачного обращения к «русской теме» стало появление в 2018 году новой коллекции модульных светильников и мебели Radio Lamp в форме уменьшенной копии Шуховской башни. Их разработали российская производственная компания «Латунная мастерская» совместно с итальянским дизайнером Яном Бигацци.
Советский модернизм, конструктивизм, авангард, ар-деко, русский балет, русские художники: Казимир Малевич, Иван Билибин – это только небольшая часть тем, воодушевляющих дизайнеров, создающих светильники.

Наталья Маркевич, практикующий светодизайнер, куратор курса «Световой дизайн» школы МАРШ сделала для присутствующих краткий экскурс в историю светодизайна, а также обзор наиболее знаковых российских дизайнеров и фабрик.
Обращаясь к истории русского предметного дизайна светильников, Наталья Маркевич рассказала, что прообразом современных светильников – люстр на Руси были церковные паникадила, изначально рассчитанные на свечи и масло, и позже приспособленные для электрического освещения, при этом сохранившие дух и образ свечного освещения.
Важным этапом развития светового предметного дизайна стало направление ар-деко. По словам Натальи Маркевич, «у России всегда был свой путь, и отсутствие масштабного серийного производства декоративных светильников является одной из характерных черт этого пути. Едва ли не единственная причина, по которой в стране сохранились примеры удачного предметного дизайна светильников – это архитекторы, которые проектировали светильники как часть пространства. Яркий пример — особняк Рябушинского, в котором сохранились оригинальные светильники, являющиеся частью архитектуры, пространство невозможно представить без них».
В качестве особого примера Наталья выделила светильники, сохранившиеся в московском метрополитене – это настоящий каталог, в котором есть образцы комплексного проектирования: «В метро был применен «тотальный» подход к проектированию, к чему сейчас стремятся во всем мире. Архитектор отвечал и за конструктив, и за декорирование, и за общий световой образ станций. Удивительно, что для оснащения станций также не использовались «серийные» светильники и силы заводов-производителей осветительного оборудования, а, напротив, в 1940–е годы был организован специальный цех, который занимался литьем и созданием осветительной арматуры по авторским эскизам специально для метро».
Наталья Маркевич также сделала обзор наиболее ярких современных российских дизайнеров, обращающихся к теме света. В их числе: знаменитый Дима Логинов и его светильники Curl My Light, Amourette, Tornado, Nostalgia для Studio Italia Design; Fedora, Mountain View для AXO Light; Memoria для EviStyle; Siren для Preciosa; Екатерина Елизарова с коллекциями навесных светильников для компании Bosa – Chapiteau, Fire Born и др.; Екатерина Копытина — молодой промышленный дизайнер, автор светильников: Milto — предназначенного для часто переезжающих молодых людей, и Moroshka, а также созданного в минималистичном стиле и ставшего успешным на международном рынке Light Beans; промышленные дизайнеры — архитекторы Александр и Елена Мукомеловы, придумавшие светильник Shark Lamp для Moree; дизайнер Екатерина Семенова и ее светильник Gloam Light, передающий красоту рассветных и закатных часов и др.
Наталья Маркевич особо отметила несколько студий, среди которых Wishnya (от англ. желать, мечтать) из Екатеринбурга, создатель которой пришел к работе со светильниками, вдохновившись идеей взаимодействия перфорированного картона и света. Студия WoodLED создает на первый взгляд простые светильники из дерева. Однако компания уделяет внимание взаимодействию формы, света и перфорации и создает интересные варианты. Компания Bezhko, созданная в 2012 году — одна из немногих российских студий, которая не пытается делать абажуры с патронами, а сразу работает с новыми технологиями, размерами и преимуществами светодиодов, создает потрясающие паутины из света и проволоки.
Одна из сложностей работы предметного дизайнера в России – это процесс производства светильников. Большинство российских дизайнеров предпочитает взаимодействовать с зарубежными производствами. Дизайнер Ольга Подольская рассказала, что итальянские производства имеют больше технических возможностей, оперативно предоставляют сертификаты, достоинством их является и соблюдение авторских прав, большее уважение к дизайнеру.
Производство в России осложняется тем, что здесь изделия целиком создаются одним предприятием, по этой причине разработка светильника на заказ занимает слишком много времени. В Европе функции предприятий разделены: стекло создают одни, детали – другие, затем на большом складе происходит сборка, за счет этого механизма во много раз снижается себестоимость.

Ольга Подольская упомянула о важности государственной поддержки: «Пока в России государство не будет способствовать развитию русского дизайна, ничего не изменится. У нас есть прекрасные производства, которым очень тяжело выживать. При этом есть промышленный fashion-дизайн, который поддерживают на госуровне. Возрождение отрасли будет возможно тогда, когда предметный дизайн войдет в эту же категорию». В Финляндии, Италии, например, отрасль контролируется на государственном уровне.
Ольга Подольская поделилась своими новыми разработками: «Сейчас у меня в работе находятся светильники, которые основаны на образах шпилей сталинских высоток. Сталинский ампир базировался на ар-деко, высотки являются следствием этого большого направления, которое заняло место в истории, как отдельное архитектурное явление».
Один из первых светильников Ольги Подольской — SMILE, созданный в минималистичном стиле для больших помещений, получил международную награду ADD awards. Недавно Ольга разработала светильник Lighter 1930, вдохновленный гравировкой на ретро-зажигалке 1930-го года. Lighter 1930 был представлен на iSaloni в Милане, его также можно увидеть на Биеннале архитектуры в Венеции.

Евгений Богомазов, представитель компании GLASSBURG – российского производителя светильников и предметов интерьера из художественного стекла, базирующегося в Санкт-Петербурге, рассказал об истории и эстетике фабрики. На сегодняшний день она выпускает около 400 изделий в месяц, в январе продукция GLASSBURG была представлена на Maison & Objet в Париже. Возникла же мануфактура три года назад благодаря энтузиазму основателей, один из которых — Антон Яшигин, генеральный директор GLASSBURG — выпускник Академии им. А.Л. Штиглица, начинавший свой путь как художник по формам на Императорском фарфоровом заводе.
Слоган GLASSBURG – «стекло бесконечно», и он проявляется во всем – не только в типологии производимых изделий и возможности их кастомизации, но и в эстетической философии бренда. «В компании стекло воспринимают как стихию, которую не хочется останавливать. Авторы раскрывают все возможности этого материала еще и благодаря мастерству стеклодувов, которых находят по всей стране», – уточнил Евгений Богомазов. Каждый светильник, производимый GLASSBURG, получает характерное название. Светильник VODOPAD («Водопад») получил такое имя, поскольку авторы увидели в нем поток внезапно застывшей воды; светильник MAHAÏ («Махай») называется так, потому что в процессе его производства стеклодув размахивает основой и стекло развевается в воздухе как шелковая ткань, складываясь в задуманный образ; в образе ULEÏ («Улей») есть что-то от образа осиного гнезда.
Евгений Богомазов подчеркнул, что фабрика GLASSBURG с удовольствием уже больше года сотрудничает с московским Салоном «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39, имеющим большую историю и отменный вкус».
После окончания беседы Константин Прокопенко, креативный директор салона «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39, провел экскурсию для гостей мероприятия, показав представленные на трех этажах светильники.
Light Talks на Малой Ордынке, 39 – это цикл бесплатных дискуссионных и образовательных мероприятий для дизайнеров и декораторов, включающих круглые столы и практические мастер–классы по освещению и светодизайну. Организатор – Салон «СВЕТИЛЬНИКИ» на Малой Ордынке, 39.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777