Страна никак не может проснуться после пяти лет экономического кризиса в ожидании «покращення». В 2012 году ВВП Украины ($175 млрд.) не смог подняться выше докризисного уровня 2008 года ($179 млрд.).К началу 2013 года многие отрасли национальной экономики можно было занести в Красную книгу. Доля импорта на внутреннем рынке по отдельным отраслям промышленности Украины составляла: легкая промышленность — 98,4%; легковое автомобилестроение — 82,8; холодильное и морозильное оборудование — 83,1; сельскохозяйственное машиностроение — 79,8; фармацевтика — 77,6; мебель — 75,6; бумага и бумажные изделия — 61,4%, информирует еizvestia.com.
Кроме того, очевидно, международными финансовыми организациями созданы необходимые условия для перевода экономики Украины в режим «ручного управления» в случае кардинального изменения её вектора интеграции. Запад прилагает массу усилий, чтобы не допустить этого.
За счёт чего развивается государство? Странно, но даже высокотехнологичное производство Украины не находит сбыта, а потребности внутреннего рынка не позволяют этим отраслям существовать независимо от спроса на внешних рынках.
Украина не может себе позволить жить как Норвегия, ОАЭ или Российская Федерация, опираясь на запасы углеводородов, не может конкурировать на мировых рынках, предлагая дешёвый товар за счёт низкой цены рабочей силы, как это делает Китай.
Начиная с 2004 года страна пыталась пробиться на рынки Западной Европы, уменьшая взаимодействие с традиционными партнёрами в рамках Содружества независимых государств. Зачастую это делается вопреки здравому смыслу и экономическим интересам страны.
Посол ЕС в Украине Ян Томбинский заявил: «Украинские товары не попадут на европейский рынок без адаптации, нужно ещё поработать над стандартизацией».
Мощный удар по экономике нанесло вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2008 году, накануне начала нынешнего мирового финансово-экономического кризиса. Руководство страны поставило перед собой цель любой ценой обогнать в этом процессе Россию. Однако достаточной защиты внутреннего рынка создано не было, а начало мирового кризиса многократно усугубило последствия неэффективных действий. Обращение к ВТО с требованием о пересмотре тарифов на 371 товарную позицию спустя 5 лет встретило ожесточённый отпор со стороны торговых «партнёров» Украины по ВТО. Украине не хватает объёмов прямых иностранных инвестиций за рубежом. Согласно статистике Центрального разведывательного управления США, накопленная сумма украинских прямых иностранных инвестиций за рубежом на 31 декабря 2012 года составила лишь $7,853 млрд. Для сравнения — накопленная сумма финансовых активов, инвестированных в покупку зарубежных производств, составила: в России — $413,1 млрд., в Казахстане — $ 22,84 млрд., в Польше — $57,5 млрд., Китае — $502 млрд., США — $4,507 трлн.
Согласно ноябрьским сообщениям Financial Times, Инвестиционный фонд США Franklin Templeton купил на мировом финансовом рынке государственные облигации Украины на номинальную сумму в $5 млрд. В этой сделке есть и прямая финансовая выгода инвестфонда — в случае получения помощи от МВФ, ЕС или России купленные недорого украинские обязательства могут быть выгодно перепроданы.
Впрочем, есть все основания утверждать, что подобные организации вместе с рейтинговыми агентствами, МВФ и другими участниками глобальных финансовых рынков решают стратегические геополитические задачи, в которых финансовая составляющая не всегда стоит на первом месте.
В этом случае такой геополитической задачей является предотвращение появления геополитического полюса на территории Евразии.
2014 год, по прогнозам, станет для экономики не менее сложным. После приостановления «евроинтеграции» Запад будет жестоко мстить, используя «цивилизованные» и рыночные механизмы давления.
Важнейшая из задач для Украины — сохранить остатки высокотехнологичных производств. А тут без сотрудничества с традиционными и естественными партнёрами — бывшими республиками Союза — не обойтись.
thekievtimes.ua