Минпромторг РФ выступает за продление действия запрета на закупки иностранной мебели для государственных и муниципальных нужд до 2021 года. Это, по мнению чиновников, вернет российскому рынку почти 60 млрд рублей в течение двух лет. Вместе с тем профильные министерства отказались распространить данный запрет на закупки мебельной продукции иностранного производства крупными компаниями с госучастием, естественными монополиями и унитарными предприятиями. Вследствие этого, по оценкам АМДПР, российский рынок потеряет в течение 2 лет более 85 млрд рублей.
В конце 2018 года Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) направила в правительство РФ ряд предложений, касающихся оптимизации законодательства о контрактной системе в части, касающейся отечественных производителей мебельной продукции. Одна из инициатив АМДПР, о продлении до 2021 года действия постановления Правительства РФ от 5.09.2017 №1072, запрещающего государственным учреждениям закупать мебель иностранного производства, поддержана Минэкономразвития и Минпромторгом в полном объеме.
«Это очень своевременное решение. Несмотря на то, что российский мебельный рынок преодолел последствия кризиса 2015 года и в течение последних двух лет показывает небольшой, но стабильный рост, отечественная мебельная промышленность по-прежнему нуждается в мерах государственной поддержки. Двухлетний мораторий на госзакупки мебели в рамках 44-ФЗ, вступивший в силу 1 декабря 2017 года, помог российским мебельным предприятиям нарастить объемы производства и продаж, расширить ассортимент выпускаемой продукции и увеличить ее рыночную конкурентоспособность. Однако для реализации программы импортозамещения этого мало», — говорит президент АМДПР, генеральный директор «Первой мебельной фабрики» Александр Шестаков.
По оперативным данным АМДПР, по итогам в 2018 года объем производства мебели в России увеличился по сравнению с 2017 годом на 8%, до 189 млрд рублей. Продажи мебели в 2018 году выросли по сравнению 2017 годом на 30%, с 370,3 млрд рублей до 477,5 млрд рублей, или на 20%, с $6,3 млрд до $7,6 млрд. Но при этом драйвером роста стала не российская, а импортная мебель. Объем продаж мебели иностранного производства в России в 2018 году выросли на 45%, а мебели отечественного производства и выпущенной в странах СНГ — всего на 18%. Такой ситуации способствуют положения 223 ФЗ, который разрешает закупки иностранной мебели крупным компаниям с госучастием, естественным монополиям, унитарным предприятиям и регулирующим организациям, уверен Александр Шестаков.
По данным компании «Гостендер», общий объем торгов в рамках 44-ФЗ в 2018 году составил 33,8 млрд рублей. Общий объем торгов в рамках 223-ФЗ в 2018 году составил 42,6 млрд рублей.
«Даже чисто математически очевидно, что российским производителям мебели интересен и экономически выгоден рынок госзакупок в рамках 223-ФЗ – хотя бы потому, что средняя цена контракта, который объявляют корпорации и естественные монополии, в 4 раза выше аналогичного показателя в рамках 44-ФЗ. Однако по непонятным причинам субъекты 223-ФЗ отказываются от сотрудничества с российскими поставщиками и делают выбор в пользу аналогичной мебели импортного производства. Растущая динамика продаж иностранной мебели сказалась на структуре внутреннего мебельного рынка уже в 2018 году. Доли российской и импортной мебели практически сравнялись и составили 51% и 49% соответственно, и не исключено, что по итогам 2019 года иностранные производители мебели «переиграют» отечественных, а задача импортозамещения, поставленная Президентом РФ, окажется не выполненной», — сетует Александр Шестаков.
АМДПР в декабре 2018 выступила с инициативой распространения действия постановления №1072 и на процедуры госзакупок в рамках 223-ФЗ. Однако, судя по поступившим в адрес Ассоциации официальным ответам из Правительства РФ, данное предложение не было поддержано ни одним из профильных министерств. Об отказе в реализации данных мер заявили Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг, а также ФАС РФ.
Справка:
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) — добровольная общественная некоммерческая организация, учреждена в 1997 году с целью консолидации усилий по преодолению кризисных явлений в мебельно-деревообрабатывающей отрасли и созданию необходимых условий для ее успешной работы в рыночных условиях.
Ассоциация — это инструмент для осуществления диалога между государством и отраслью, помогающий принятию обоснованных, взвешенных решений на государственном уровне. Ассоциация успешно взаимодействует с министерствами и ведомствами, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и РСПП.
Членами Ассоциации являются предприятия, выпускающие более 50 % мебели и древесностружечных плит в России, производители и поставщики комплектующих для мебельной отрасли, отраслевые научно-исследовательские институты и издательские дома, выставочные объединения и страховые компании.
Президент Ассоциации — Александр Николаевич Шестаков.
«Первая мебельная фабрика» — ведущее предприятие мебельной отрасли России, работающее с 1945 года. «Первая Мебельная» — лауреат конкурсов образцов мебели на ведущих российских и зарубежных выставочных форумах. Компания первой из мебельных предприятий Санкт-Петербурга стандартизирована по системе ИСО 9001—2001 (ИСО 9001—2000). Сегодня «Первая мебельная» является основой большого холдинга, включающего в себя крупнейшие мебельные центры Санкт-Петербурга и Москвы: «Мебель-Сити», «Мебель-Сити-2», «Мебель-Сити Москва», торговый комплекс «Гарден Сити» и 75 фирменных салонов по всей России.
«Первая мебельная» уже много лет является ответственным производителем и поставщиком мебели для бизнеса и государственных структур. В числе реализованных проектов — поставка мебели для Новой сцены Мариинского театра, Эрмитажа, «Невской ратуши», к саммитам ШОС, БРИКС и G20, а также комплексное оснащение объектов Олимпиады-2014 в Сочи.
Агентство коммуникаций «Тезис»
Георгий Карчик
pr@tez-is.ru