«Мы переживаем четвёртое русское сосредоточение»: 5-й фестиваль идейного позитивного искусства «Время, вперёд!»

В Новой Третьяковке прошла торжественная церемония награждения победителей 5-го фестиваля идейного позитивного искусства «Время, вперёд!».

Лучшие работы полуфиналистов, а это 200 произведений живописи, графики, скульптуры, а также инсталляции – представлены на выставке «Искусство труда», которая открылась для всех желающих 13 и продлится до 27 января. За время проведения фестиваль стал заметным событием в культурной жизни страны и, совершенно точно, явлением поистине уникальным.

По мнению ведущих СМИ России, он выделяется своей тематикой и задаёт новые тренды переосмысления роли индустриализации в общественной жизни. Об интересе к теме лучше всего говорят цифры. В этом году в фестивале приняли участие около полутора тысяч профессиональных художников и любителей из 400 городов России. Заявки приходили из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Красноярска, Новоалтайска и многих других.

Масштабность данного культурного события сложно недооценить: главной объединяющей силой в нём выступает жизнь простого рабочего человека. Чествование и позитивная демонстрация созидательного труда крайне важна: они очевидным образом способствует популяризации и повышению авторитета профессий, которым в современном мире уделяют незаслуженно мало внимания. А ведь, как справедливо отмечал лидер ПАРТИИ ДЕЛА, идеолог фестиваля «Время, вперёд!», известный промышленник Константин Бабкин: «Кто для меня человек труда? Это человек, на котором всё держится».

Именно эти люди стали героями работ мастеров. Многие художники создавали свои произведения прямо на действующих производственных площадках – писали «с натуры». Было организовано 30 поездок в разные уголки страны и на самые разные производства: от машиностроительных заводов до фабрик художественных изделий. Авторы сделали всё возможное, чтобы через их арт-объекты простой человек мог прочувствовать силу, красоту и величие человеческого труда.

«Приятно видеть людей, которые не просто занимаются творчеством, но пишут реальную жизнь такой, какая она есть. Краткие итоги выставки показали, что человека труда описать действительно сложно… Именно эти люди создают блага для России и работают на Россию. Хочется выразить особую благодарность Константину Анатольевичу за то, что именно таким людям посвящена эта выставка. И, конечно, художникам за то, что отразили в своих работах столь важную и актуальную тему!», — сказал, открывая церемонию награждения, помощник Президента России, экс-министр транспорта Игорь Левитин.

«Я рад, что наше движение ширится. Мы привлекаем всё больше людей к созидательному труду, и это, безусловно, работает на благо нашей страны. Молодёжь уже по-другому смотрит на процессы работы заводов, стремится к созиданию. И я хочу обратиться к руководителям предприятий: привлекайте художников, заказывайте у них работы, размещайте на производствах. Поддерживайте их, ведь это всё делает нашу жизнь богатой, насыщенной и красивой. А авторам хочу пожелать проявлять ещё больше эмоций, экспрессии, чуть-чуть заглядывать в будущее. Вы не просто освещаете нашу жизнь. Возможно, дизайнеры и инженеры по вашим работам смогут спроектировать что-то абсолютно новое, обогащённое вашей творческой энергией. Вы вдохновляете тех, кто смотрит ваши картины на новые свершения», — заявил Константин Бабкин в ходе церемонии награждения.

За годы существования фестиваля художники стали не просто создавать картины на производственную тематику, а обращать внимание на пластическую и композиционную часть своих произведений. Глава Союза художников России Андрей Ковальчук отметил, что большинство участников – молодые люди, которые с каждым разом привносят в свои работы всё более и более интересные решения.

«Эта выставка и профессиональная, и современная. Я поздравляю Константина Анатольевича со столь удачным проектом. Ведь действительно – тема труда должна быть воспета, она – вечна и идёт с самого рождения человека!», — добавил он.

Народный художник Российской Федерации, ректор Московского государственного академического института им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин отметил: Константин Бабкин фактически воспитывает молодых художников, не просто привлекая их к подобной теме, но и поддерживая их – морально и материально. С каждым годом желающих поучаствовать становится всё больше и больше.

«Сегодня мы видим результат огромного труда! Я бы даже сказал, что этот труд молодых людей – самостоятелен. У них не было какой-то академической задачи, не было руководителей. Они проявили свою инициативу: поехали, увидели, собрали материал и создали свои произведения», – сказал он.

Народный художник, профессор МГАХИ им. В. И. Сурикова Сергей Гавриляченко уверен, что тема труда в искусстве – это тема национальной совести.

«Мы сейчас переживаем четвёртое русское сосредоточение. Кстати, о втором предвоенном сталинском. В 1937 году была организована выставка «Индустрия социализма», в 1939 году прошла первая Всесоюзная выставка молодых художников, и с тех пор эта традиция не прерывается. И наш фестиваль – это требование времени. Тема труда должна вернуться. Заканчивается эпоха релакса, пребывания на курортах и у барных стоек. И сейчас национальная идея не среди праздно гуляющих, а там, где трудом рождается новая русская государственность. Поздравляю всех, кто участвует в «намывании» отечественной совестливой культуры», — подчеркнул он.

Уже несколько лет участники фестиваля приезжают на пленэры на предприятие «Меркатор Холдинг». Президент компании Александр Белогорцев, ярко описал: закопчённые цеха, тяжёлая рутинная работа – вот, какие ассоциации у большинства людей вызывает понятие «промышленность».

«Но на каждом заводе есть свои особенности, эстетика, энергия, история. И это то, чем мы восхищаемся бесконечно и что обычно остаётся за кадром. И здорово, что благодаря художникам, с красотой непростого человеческого труда может познакомиться каждый. В прошлом году после выставки я поставил задачу поменять дизайн внутренних помещений на предприятии. Это практический результат этого замечательного фестиваля. И наши сотрудники это почувствовали. Мы верим, что красота спасёт мир», — заявил промышленник.

С коллегой согласился и директор Краснокамского Ремонтно-механического завода Дмитрий Теплов. Он отметил, что предприятие сейчас активно развивается и этот процесс требует большого количества творческой энергии.

«Благодаря фестивалю люди узнают о предприятиях с другой стороны. Мы сотрудничаем с художниками, потому что они показывают работу на заводах как нечто светлое и созидательное, возвращают престиж рабочих профессий», — считает он.

По итогам мероприятия в номинации «Скульптура и ДПИ» первое место заняла Садакова Вера с арт-объектом «Стеклодув». В номинации «Инсталляция» победу одержала работа Мишкина Эдуарда под названием «Промысел». А в номинации «Живопись и графика» выиграла Люлина Анастасия с работой «Девушка и петух».

На выставке «Искусство труда» представлены картины, скульптуры, графика, инсталляции и прикладное искусство. Авторы буквально проживали вместе со своими героями их трудовые дни. Слесари и токари, колхозники, рабочие на сборочных линиях – представители этих профессий предстают в новом обличии. Люди на картинах – зачастую не абстрактные персонажи, а вполне реальные труженики. Вот, например, тракторист-машинист хозяйства «Август-Камское Устье» Шамиль Нуруллин. Художница Татьяна Низамова запечатлела его во время посещения уборочной кампании — пшеничные поля агрофирмы вошли в число производственных площадок, принявших живописцев — участников фестиваля.

«Я попросила одного из рабочих попозировать у огромного колеса комбайна. Писать портреты людей я особенно люблю, полностью погружаюсь в образ. Но и величественный комбайн хотелось изобразить целиком. Сохранить масштабы и уместить всё на одном полотне было невозможно. Даже бумаги такого формата нет. Тогда и возникла идея создать триптих», — рассказала Татьяна Низамова. Её работа вышла в полуфинал фестиваля и была отобрана на выставку в Новой Третьяковке.

Некоторые из художников во время подготовки сами примерли на себя роль людей рабочих специальностей. Автор инсталляции «Промысел» Эдуард Мишкин несколько месяцев гнул и варил металл чтобы её изготовить. Мастер вдохновлялся дизайном станции столичного метро, а людей олицетворяет с рыбами. Свой выигрыш он потратит на создание следующего произведения искусства.

Все эти работы можно увидеть на выставке в Новой Третьяковке, которая будет открыта для всех посетителей до 27 января. Дополняют выставку бесплатные экскурсии, мастер‑классы, обзоры критиков и многое другое. Организаторы приготовили обширную программу: например, стоит послушать лекцию «Тема труда в советском монументальном искусстве». О том, где и как проявлялась тема труда в монументальном искусстве СССР, что о ней думали художники и общество расскажет искусствовед Оксана Головко.

В разное время художники решали её по-разному, в зависимости от общего контекста конкретного времени… Организаторы надеются, что следующий сезон фестиваля будет не менее насыщенным. Подготовка к нему уже началась.

Источник публикации: Партия Дела

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777