«Разработка и реализация лесной политики России — общегосударственная, а не только ведомственная задача», — заявил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ — руководитель Рослесхоза Владимир Лебедев на парламентских слушаниях в Госдуме РФ, посвящённых разработке этого документа. Участники встречи, среди которых были представители федеральной и региональной властей, бизнеса, науки и НПО, признали, что её принятие потребует коренной реформы Лесного кодекса РФ и создания профильного органа по управлению всем лесным комплексом.
Открыл встречу председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Владимир Кашин. По его мнению, стране необходимо принять такую Национальную лесную политику, которая отвечала бы запросам общества и смогла решить системные проблемы лесного комплекса.
— У нас есть огромные ресурсы, которые важно использовать на благо народа. На основе этого документа мы смогли бы заложить те бюджетные параметры, которые необходимы для воспроизводства лесов, их охраны и защиты. Сейчас лесное хозяйство является убыточной отраслью, не дающей высокий доход от использования ресурсов, — заявил депутат.
Владимир Кашин напомнил, что за последние два десятилетия наблюдается снижение экономической эффективности лесного комплекса и доли его в ВВП до 1,3%. В ряде регионов ситуацию развития лесного комплекса обостряет дисбаланс сырья и производства, неравномерность размещения перерабатывающих центров по территории страны, ухудшение товарности лесов. По его мнению, важно принять такой документ, который сделает отрасль высокодоходной, но вместе с тем поможет сохранить в России леса как экологический каркас планеты.
Замминистра природных ресурсов РФ — руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Владимир Лебедев отметил, что в современном мире национальная лесная политика — важный атрибут государственности. Лесная политика является результатом общенационального диалога заинтересованных сторон, общим видением состояния лесных ресурсов и перспектив развития всего лесного сектора и официально одобряется высшим руководством страны. Такой документ должен стать «конституцией» по отношению к лесному комплексу, а отраслевое законодательство — создать правовое поле, необходимое для её реализации.
С 2005 года более 50 стран пересмотрели или приняли заново свои лесные политики. В щедро наделённой лесными ресурсами России лесная политика имеет особое значение. В связи с этим разработка и реализация «конституции отрасли» является общегосударственной, а не только узковедомственной задачей.
Выступая на парламентских слушаниях в Госдуме, глава Рослесхоза Владимир Лебедев напомнил, что разработка этого документа начата по инициативе Общественного экологического совета Рослесхоза в ноябре 2011 года. С этой целью была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители Рослесхоза, Минпромторга России, лесной науки, бизнеса и общественных организаций. Подготовленный рабочей группой проект документа был представлен руководством лесного ведомства на Всероссийском форуме работников лесного комплекса в марте 2012 года, по рекомендациям которого было организовано его публичное обсуждение.
Полученные в ходе обсуждения замечания, предложения и дополнения учитывались рабочей группой при доработке проекта документа. В результате два раза изменялась редакция документа.
Нынешний — уже третий вариант проекта Лесной политики России, предложенный рабочей группой для дальнейшего публичного обсуждения — существенно отличается от первоначального.
Сейчас в проекте представлены основные цели лесной политики в экономической, экологической и социальной сферах. Определена основная форма собственности на леса — государственная.
— Одной из экономических целей лесной политики является увеличение вклада лесного сектора в ВВП страны, — пояснил заместитель руководителя Рослесхоза Александр Панфилов. — Для этого необходимо будет заняться расширением использования древесины на внутреннем рынке, созданием условий для снижения импортозависимости внутреннего рынка лесобумажной продукции, а также поддержкой инвестиционных проектов по модернизации и новому строительству мощностей по глубокой переработке сырья.
Во время дискуссий о содержании Лесной политики руководитель Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов, академик РАН Александр Исаев отметил, что в таких промышленно развитых странах с продвинутым лесным сектором экономики, как США, Канада, Финляндия, Швеция, сначала разрабатывали национальную лесную политику, определяющую стратегию действий, а уже на её основе принимали адекватное законодательство.
— В России, как известно, решения принимались в обратной последовательности, — заметил академик. — Сначала приняли кодекс, а сейчас заговорили о политике. Причём против принятия нынешнего кодекса восставали все: лесопользователи, специалисты лесного хозяйства, научная общественность. Но нас никто не слушал. На всех этапах его обсуждения мы говорили, что этот кодекс — большая беда, и эта беда, к сожалению, вылилась в то, что и должно было произойти: в разруху управленческих структур и недееспособность лесопожарных служб. В итоге горят леса, не решена проблема с незаконными рубками. В стране нет единого государственного органа власти, который регулировал бы весь лесной комплекс. Если мы не будем заниматься коренной реформой Лесного кодекса, то мы будем там же или ещё глубже, — заключил Александр Исаев.
Коллегу поддержал академик РАСХН Николай Моисеев, который, в частности, отметил, что во всём развитом мире система планирования является важным инструментом регулирования лесной экономики.
— Сейчас в проекте Лесной политики записаны декларативные цели: увеличение ВВП, поднятие жизненного уровня каждого отдельного россиянина. Но как этого достичь, не имея сильных правовых рычагов влияния? — справедливо спросил у депутатов учёный. — Даже субъекты РФ, которым переданы лесные полномочия, не имеют возможностей эффективно управлять лесами. Взять ту же Московскую область, в которой сейчас остро стоит проблема со здоровьем леса и нападением на еловые леса вредителя. Только короеду понравился этот кодекс. Он жует его со вкусом. Давно нужно переходить к интенсивной модели лесопользования, только для этого пока нет нормативно-правовых стимулов.
Директор по природоохранной политике WWF России Евгений Шварц заявил, что сейчас наступил уникальный политический момент для продвижения идеи интенсификации лесного хозяйства. На переходе к этой модели лесопользования настаивал президент страны на заседании Президиума Госсовета РФ в Улан-Удэ 11 апреля 2013 года. Её основой должна стать система взаимосвязанных нормативов, направленных на грамотное проведение лесовосстановления, ухода за молодняками, коммерческих рубок ухода.
Вместе с тем Евгений Шварц отметил, что лесная политика должна непременно содержать индикаторы успешности. Среди экономических показателей может, по мнению эколога, быть, например, сокращение экспорта круглого леса на 50% к 2030 году или двойной рост экспорта лесной продукции с высокой добавленной стоимостью к тому же году. «В любом случае управлять без индикаторов — бессмысленно», — убеждал собравшихся в зале Евгений Шварц.
— Для реализации лесной политики планируется выработка «дорожной карты» и показателей её реализации, — объяснил заместитель руководителя Рослесхоза Александр Панфилов. — Карта будет предусматривать сроки и мероприятия по совершенствованию лесного и смежного законодательства, необходимые изменения системы лесоуправления, экономических механизмов ресурсного обеспечения и поддержки лесного сектора, регулирования рынка лесопродукции, инвестиций, сотрудничества с международными организациями. Показатели чётко обозначат конкретные рубежи, к достижению которых должен стремиться лесной сектор страны в своём развитии.
Подводя итоги парламентским слушаниям, Владимир Кашин отметил, что Лесная политика РФ является уникальным документом. Это один из первых опытов публичного всенародного обсуждения документа о лесных проблемах. Депутат пообещал, что обсуждение Лесной политики будет непременно продолжено и по его итогам будет разработан окончательный вариант, который представят на утверждение в правительство РФ.