Официальное обращение компании «Русский Ламинат». 11.02.2021

На протяжении 30 лет компания «Русский ламинат» занимала лидирующую позицию на рынке российских производителей древесно-стружечных плит. Предприятия Русского Ламината работали на полную мощность и выпускали плиты, качество которых было гораздо выше многих европейских производителей, представленных на рынке России. Продукция Компании была востребована как на внутреннем, так и на внешних рынках.

С остановки заводов ГК «Русский Ламинат» в феврале 2020г. и вывода с рынка мощностей в объеме 480 тыс. м³ в год (-40 тыс. м³ в мес.) начался острый дефицит ДСП/ЛДСП и беспрецедентный рост цен на плиту. Это подтверждает и опрос участников рынка аналитического агентства  WhatWood. С июля по декабрь средний рост цен в ритейле на ЛДСП составил 45%, на ДСП 52%.

С наступлением 2021 года ситуация не меняется. Плиты не хватает, цены продолжают расти. В январе и феврале цены выросли на 10%, это аномальная ситуация для начала года.

Кратко предыстория:

В 2009 году, когда предприятие заработало на полную мощность, мы начали строительство завода MDF, который должен был стать крупнейшим в Европе. В 2011 году, когда строительство шло полным ходом, на заводе ДСП в Игоревской Смоленской области произошел пожар. Все наши деньги были вложены в строительство нового завода, включая и кредитные средства. Сбербанк, несмотря на безупречную кредитную историю компании, не решился дать нам еще один кредит на восстановление предприятия после пожара. В итоге мы обошлись своими финансовыми ресурсами, вышли на хорошие показатели, после чего банк решил продолжить кредитование нового проекта.

Однако решение принималось слишком долго, а в 2014-м случилась девальвация рубля, и денег на дальнейшую реализацию проекта не хватило. Банк хоть и принял решение о дофинансировании, но по ряду внутренних причин сделка не состоялась. В результате у нас остался частично работающий завод, достроенный на 80 процентов. Основная часть производства MDF так и не была введена в строй.

Мы договорились с банком совместно искать инвестора. Было несколько потенциальных инвесторов, в том числе компания «Кроношпан», которая хотела войти с нами в партнерство. Мы вступили в переговорный процесс, разрешили им сделать аудит предприятия, при этом оговорив два условия. Первое: пока «Кроношпан» не является нашим партнером, полученная в ходе аудита информация не будет использоваться против нас. Второе: раз мы в принципе договорились и открываем им двери, они не будут заключать никаких сделок в обход нас, после чего, подписав договор конфиденциальности, мы допустили их к проведению аудита.

Вскоре после аудита должны были поступить инвестиции от «Кроношпана». Вместо этого мы внезапно узнаем, что компания все это время вела переговоры со Сбербанком о выкупе наших долгов. Именно долгов, а не предприятия. Несмотря на то, что строящийся объект был выделен в отдельное юрлицо, банк отдал им ВСЕ наши активы.

ФАС, в свою очередь, вынесла отказное решение по сделке, так как она означала бы снижение конкуренции на рынке. За несколько дней до этого (возможно, предвидя отказ), Сбербанк и «Кроношпан» раздробили сделку на части, завершив каждую по отдельности. Сменили управленцев, назначили одного директора на три наших завода, внезапно приехали, захватили и остановили все предприятия. Всё в лучших традициях 90-х: налетели, закрыли, людей разогнали. Заводы с февраля 2020 года и до настоящего времени не работают.

«Кроношпан» несмотря на запрет ФАС устранил конкурента и повысил цены на рынке. Занимая доминирующее положение, «Кроношпан» диктует условия мебельным предприятиям, лишая их возможности стабильно работать и зарабатывать.

По сообщениям от участников мебельного рынка «Кроношпан» ввел жесткие квоты на продукцию. При продаже ЛДСП сверх квот цена увеличивается на 50-100 руб. за м2. Также поступает информация о ежемесячном увеличении цен на плиту. Все эти сведения говорят о повышенной монополизации рынка и нечистой конкуренции со стороны компании «Кроношпан».

В результате такого давления, тотального дефицита и роста цен бизнес-сообщества из более чем 15 регионов России и свыше 20 мебельных фабрик обратились с письмами в различные инстанции от региональных администраций до ФАС, Минпромторга и Правительства РФ: все очень обеспокоены нехваткой плиты и ее резким удорожанием. Некоторые отмечают, что не хватает именно плиты «Русского Ламината», поскольку ассортимент, качество плит, логистика и сервис нашей компании позволяли им работать, особенно по тендерам госорганизаций. Теперь, после закрытия Игоревского и Сергиево-Посадского заводов, мебельные фабрики теряют производственные объемы и сокращают рабочие места.

ФАС признала, что в фактах, изложенных в обращениях мебельщиков, есть признаки нарушения антимонопольного законодательства. В ближайшие 2 месяца ведомство займется детальным изучением ситуации с дефицитом плитной продукции на российском рынке, и по результатам может быть начато антимонопольное расследование.

На основании многочисленных обращений мебельщиков  Глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин направил письмо первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, выразив обеспокоенность дефицитом плитной продукции, в частности древесно-стружечных плит (ДСП), и ростом цен на нее, доходящий до 50–55%.

«В Торгово-промышленную палату РФ поступают многочисленные обращения предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, связанные с возникшим в последнее время на рынке заметным дефицитом плитной продукции (ДСП, ЛДСП, МДФ), значительным и, по мнению заявителей, необоснованным ростом цен на нее. Прошу поручить Минпромторгу России и ФАС России рассмотреть сложившуюся ситуацию на плитном и мебельном рынках с целью защиты национального производителя», — отмечается в документе.

Катырин отметил, что предпосылкой обращений мебельщиков стала остановка двух крупных российских производителей плитной продукции — предприятий группы компаний «Русский Ламинат».

Со своей стороны, эксперты профильного комитета ТПП и отраслевых организаций-членов ТПП готовы содействовать в решении проблемы. ТПП РФ планирует объединить усилия с РСПП и совместно содействовать решению вопроса на правительственном уровне, поскольку рассматривает обстоятельства банкротства «Русского Ламината» не как частный случай отдельной компании, а как показательный кейс, свидетельствующий о наличии системных проблем.

Однако Минпромторг, куда поступило около 90 обращений от мебельных компаний и бизнес-сообществ, пока отвечает формальными отписками. Вероятно, в ведомстве по-прежнему полагают, что дефицит плит носит временный характер. Как отмечали 8 декабря 2020 года в Минпромторге России, крупные производители мебели не ощущают дефицита этого сырья, хоть и признают некий дисбаланс на рынке. По данным министерства, «как правило, о дефиците плиты для мебели заявляют „серые“, полулегальные производители мебели, у которых нет согласованного с производителями плит ДСП графика покупок, нет предоплаты, нет складов, часто они работают через дилеров и наличные деньги».

Настораживает неосведомленность Минпромторга о количестве производителей мебели: чиновники оценивают ситуацию только по состоянию дел у крупных производителей, не беря во внимание средний и мелкий бизнес, а их огромное количество.

Считаем, что данное заявление является прямым оскорблением производителей мебели. Назвав «серыми», полулегальными огромное количество мебельщиков, которые обеспечивают рабочие места и платят налоги в бюджет, министерство исключает из российской экономики целый пласт значимого бизнеса.

Также некорректно называть мебельщиков неспособными планировать производство и закупки:

  • Если бы люди не имели навыков планирования, они бы не занимались своим делом
  • Если предположить, что дело в планировании, и каждый производитель планировал бы свои закупки на месяц вперед, то плиты на рынке от этого больше бы не стало из-за ограниченных мощностей производителей ДСП, и кому-то материала все равно не хватило.

В Минпромторге отмечали, что ожидают окончания ажиотажа в январе, так как в первом квартале у производителей ДСП-плит традиционно наблюдается дефицит заказов и профицит производственных мощностей. Однако мы видим, что дефицит и рост цен сохраняется по настоящее время. О повышении цен в феврале сообщили все поставщики плиты, а дефицит подтверждают заявки на производство ЛДСП, которые многие производители принимают на апрель (!), и сохранение квотирования у всех производителей ДСП.

Председатель совета директоров компании Mr.Doors Максим Валецкий в интервью ТАСС сказал, что проблемы на рынке ДСП продолжаются с сентября 2020 года, они отразились на российских производителях мебели.

По словам Валецкого, в России функционируют отечественные производители плит, однако основные игроки на рынке — филиалы крупных западных концернов, например, Egger, Kronospan. «Все решения принимаются в штаб-квартирах в Германии или Австрии. И там они руководствуются какими-то глобальными соображениями, а рост российского рынка мебели для них дело десятое. Ситуация на рынке ДСП — это следствие такого несовершенного принципа управления», — убежден предприниматель. Он подчеркнул, что сейчас производители мебели должны поддержать отечественных производителей плит с хорошим контролем качества, замещая импорт.

Хотя мы видим, что ситуация кардинально обратная. Филиал австрийского концерна «Кроношпан» остановил крупные российские заводы, разогнав людей, лишив рынка качественной плиты.

Президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков говорит, что дефицит ДСП на рынке был и сохраняется. По его данным, мебельные производства испытывают нехватку плит, а сроки поставки выросли с обычных четырех недель до двух и более месяцев.

Ранее генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов заявлял, что закрытие заводов «Русского Ламината» существенным образом не влияет на дефицит плитных материалов на российском рынке. Миссия Ассоциации — консолидация усилий по преодолению кризисных явлений в мебельно-деревообрабатывающей отрасли и создание необходимых условий для ее подъема в рыночных условиях. «Русский Ламинат» – крупнейший российский производитель плитных материалов для мебельной отрасли, и своими заявлениями о незначительной доле «Русского Ламината» в общем объеме производства ДСП, господин Иртуганов дискредитирует Ассоциацию и делает её бесполезной инстанцией в глазах мебельщиков, которые о своих проблемах пишут в различные госструктуры, но не в Ассоциацию.

Минпромторг предлагает включить древесно-стружечные плиты (ДСП) в перечень важных для внутреннего рынка России товаров, на которые могут быть установлены временные ограничения или запрет экспорта.

А для мебельщиков сейчас важно, чтобы заводы Русского Ламината работали и качественной плиты было в достатке.

Для этого заводы надо вернуть под контроль собственнику, который эти заводы создавал и готов в кратчайшие сроки их запустить и наладить производство, тем более, что нами ведутся переговоры с двумя потенциальными инвесторами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777