Александр Васильев — известный театральный художник, дизайнер интерьеров, а также искусствовед и историк моды. На страницах книги «Русские интерьеры» Васильев воссоздал убранства российских дворцов, дворянских усадеб, купеческих и мещанских домов, общественные интерьеры Царской России. Книга получила широкий резонанс в профессиональной среде.
В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева». Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак — керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран. Предлагаем вам интервью с Александром Васильевым.
— Александр, вы счастливый обладатель нескольких домов и квартир в разных странах, но самая знаменитая ваша квартира находится в Париже. Почему именно это место привлекает к себе такой интерес со стороны?
— Этой квартире уже 22 года. Она находится недалеко от блошиного рынка, на котором я и нахожу почти все вещи, которые составили её интерьер. Я сын художника, я ко всему подхожу творчески. Моя квартира — это шкатулка, в которой собрано очень много произведений декоративно-прикладного искусства: в ней много произведений живописи, вышивки, искусства мебели, посуды. К сожалению, в XXI веке повсюду на нас довлеет американизм: жизнь на бегу, еда из пластиковой посуды, отдых на пластиковых стульях… Мы все так живем, но надо найти время окружить себя красивыми вещами, серебряными подносами, фарфоровыми сервизами, вкусной едой. Я люблю правильное освещение, приятную музыку, вкусные запахи — всё это есть в моей парижской квартире. Весь интерьер я продумывал сам, все многочисленные портреты, развешенные на стенах, я приобретал сам и знаю их художников лично и всех изображённых людей по именам. Эта квартира не похожа ни на какую другую, поэтому её постоянно снимают мировые журналы, и поэтому она такая необычная для всех, кто сюда приходит. Она вне времени, потому что я не зарабатываю миллионы, чтобы делать ремонт каждый год в погоне за модой, я создал интерьер, который будет интересен всем и всегда, моя квартира — музей старинных вещей, это всегда интересно.
— Расскажите подробнее о портретах, которые развешаны по всем стенам вашей гостиной. Вы действительно знаете каждого человека, который на них изображён?
— Ну не лично, конечно, но да, знаю. Портретов действительно много, они везде, они приобретены у разных художников мной лично, и я знаю их истории. Кому-то это кажется странным, кто-то из моих гостей, которые спали в этой комнате, говорят, что ночью видели привидения, что какая-то женщина в белом платье танцевала здесь на столе, или какой-то мужчина ходил по комнате. Может, они просто много выпивали (смеется), но я никогда никого не видел. Мне здесь очень комфортно. И так как я историк моды, я специально выбираю этих дам на портретах с разными причёсками и в красивых украшениях, мужчин из разных эпох. Я часто сам произвожу реставрацию этих картин, окантовку, развеску, это всё большая и кропотливая работа, но она мне нравится, это моя страсть. Я даже сам забиваю гвозди, на которых картины висят. И я сам стараюсь реставрировать даже мебель, где-то подкрасить, подшить, сменить обивку. Я всё это могу сам. И меня это вдохновляет со всех сторон. А есть люди, которые не могут это пережить. Им нужны гостиничные интерьеры, с минимумом мебели и аксессуаров. Но мне нравится так. Старинные интерьеры.
— Александр, как вы посоветуете преобразить дизайн своей квартиры людям, не имеющим такого творческого мышления, как ваше. Обязательно ли обращаться к дизайнеру или все-таки можно попробовать что-то придумать самому?
— Лучше всего ходить в музеи и смотреть на уже созданные интерьеры. Я как-то был в Португалии во дворце португальского короля, который называется Синтра, и я там изучил интерьер и выбрал для себя приятный цвет стен, который применил в своём доме. Оттенок ярко-оранжевого, его ещё называют мексиканский клоп. Спальня в моей квартире в Париже в стиле арт-деко, комната не имеет прямых углов, для такого строения я подсмотрел в чужих интерьерах цвет синий ламверн. Я часто заимствую какие-то идеи, но создаю из них нечто новое, что-то своё. Так что надо не бояться смотреть на чужие интерьеры, и тогда тебе что-нибудь обязательно придёт на ум.
— Мы слышали, что вы как-то особенно трепетно подходите к выбору цвета ваших комнат. Это правда? С чем это связано?
— Это действительно так. Цвет — основа всего интерьера. Например, тёмные цвета отражаются на вашей психике и повседневном поведении. Но не стоит этого бояться. У моего друга литовского дизайнера Йозефа Станкевича стены в доме практически чёрные, тёмно-серые. И много чёрной мебели — атмосфера такая, как будто вы находитесь в замкнутом пространстве. Казалось бы, что это должно сковывать человека, придавать ему неуверенности, страха, но на самом деле это придаёт интерьеру роскошь, элегантность. Надо уметь и знать, какой цвет с каким цветом можно миксировать, и как устроена ваша психика, способна ли она это принять. У меня много спален, потому что у меня 8 домов. И все мои спальни разных цветов. Я пробовал спать в красной спальне, и в ней у меня совсем другие сновидения, нежели в синей спальне или в зёленой, и утро всегда разное. Цвет всегда влияет на настроение человека. В Москве у меня зелёная спальня, там мне всегда хорошо, даже зимой, чувствую свежесть зелени, мне легко дышится. В синей спальне, которая у меня в Париже, я хочу читать, думать, слушать поэзию. В красной, в Литве, я всё время думаю о сексе, даже вижу эротические сновидения… Так что это очень важно, конечно, подобрать интерьер под себя индивидуально. И я считаю, что с этим никто не справится лучше вас самого. Но для того, чтобы понять, что вам нравится, надо побывать в разных интерьерах и выбрать ваш, а потом уже переделывать свою квартиру.