В совете Федерации начала работать временная комиссия по мониторингу экономического развития. Ее задачей будет готовить антикризисные предложения правительству, от которых то не сможет отказаться. В понедельник основным докладчиком на комиссии выступил советник президента Сергей Глазьев. Рецепт спасения он описал при помощи афористического диалога.
Предприятие приходит к государству и говорит: «Дай денег, а я тебе прорывную технологию внедрю». Государство с грустью отвечает: «В бюджете денег на это нет». «А не нужно из бюджета»! – резюмирует Глазьев. Пусть ЦБ напечатает сколько предприятию нужно и даст! Так вся ведущая двадцатка стран делает.
Последнее утверждение, по мнению Глазьева, не голословно, а подтверждено цифрами. Рост денежной массы в США с 2007 года по 2014-й составил 388%, в Швейцарии – 722%, в Японии 199%... И к раскрутке инфляции это не привело, потому что дополнительные дензнаки пошли не на спекулятивный рынок, а на кредиты под конкретные промышленные и инновационные проекты. На беспроцентные, как правило, кредиты.
По прогнозам Глазьева, основанным на волновой теории, с 2018 по 2040 годы мир будет переживать период бурного экономического роста, связанного со сменой технологического уклада. Нано-и клеточные технологии, генная инженерия в этот период будут расти на 35-70% в год. Те, кто это предвидели, станут лидерами. Именно поэтому они не стесняются включить печатный станок и раздавать нулевые кредиты как инвестиции в будущее.
Россия пошла по противоположному пути – высоких процентных ставок и сокращения денежной массы на 30% в период с 2014 по 2017 год. Тот есть, мы сокращаем экономику вместо того, чтобы ее форсировать. А значит — на празднике новой технологической эпохи Россия будет даже не гостем, а чем — то вроде блюда.
Между тем, в такой экономии на собственном будущем, по мнению Глазьева, нет ни малейшей необходимости. По паритету покупательной способности курс рубля занижен в 3,5 раза, золотовалютные резервы превышают денежную массу вдвое, хотя должно быть наоборот. Объем спекулятивных торгов на российском валютном рынке – 100 триллионов (то есть 2 ВВП) в квартал. Эти бы деньги пустить в инвестиции (которые в 25 раз ниже).
По словам Глазьева, спекулятивными манипуляциями с курсом рубля озаботился уже Минюст США: он решил провести расследование на этот счет. А российские монетарные власти курс не заботит. Рублем рулят все, кто хотят: спекулянты (на 91% — иностранные), биржа, паническое общественное мнение – но только не ЦБ. Россия входит в 5% стран мира и является единственной числа из G-20, где национальная валюта находится в абсолютно свободном плавании.
Глазьев не стал поддерживать ранее высказанное сенаторами предложение зафиксировать курс $ на уровне 20 рублей, хотя и полагает такое соотношение справедливым.
У него другое предложение: обязать ЦБ выпускать под инновационные и просто производственные проекты столько рублей, сколько нужно, и давать их на длительные сроки под 1% или под 0%, если речь идет о госзаказе. А коммерческим банкам продавать деньги по ключевой ставке, которая в данном случае для будущего страны уже не будет иметь значения. При таком подходе начнется рост экономики и предложения. А это значит, что включение печатного станка приведет не к росту, а к снижению инфляции. Что и доказали те же США в период с 2007 по 2014 год.
Сенаторы с большим вниманием отнеслись к предложениям Глазьева, а самый опытный из них – представитель Москвы в Совете Федерации Владимир Долгих спросил докладчика:
— Чем ЦБ опровергает ваши предложения и доказывает правоту своих действий?
— ЦБ уклоняется от дискуссий. Только раз нам удалось склонить их к дискуссии и обнаружился крайне низкий уровень квалификации их специалистов. Они строго исходят из рекомендаций, которые присылает им МВФ, создают вокруг ясной в общем-то ситуации в российской экономике туман. ЦБ сам создал кризис, но не хочет этого признавать, проблемы там забалтывают, о них врут.
Михаил Зубов
Источник публикации: MK.ru