Мебельщики обратились к Михаилу Мишустину с просьбой предоставить экономические преференции мебельным предприятиям.
Все знают, какой урон в связи с эпидемией коронавируса понесли авиаперевозчики, туроператоры и гостиничный бизнес. Однако абсолютная величина трат приближается к нулю и на мебельном рынке. По статистике Сбербанка за первую неделю вынужденных «каникул», с 30 марта по 5 апреля, спрос в категории «Мебель и предметы интерьера» рухнул на 81%.
Покупатели не могут прийти в магазины и отказываются от онлайн-покупок мебели. Как показывает практика мебельщиков, самое частое возражение «Я подумаю» сменилось на «Я сижу дома и не знаю, что будет дальше». Действительно, даже после снятия ограничений эксперты ожидают кризис платежеспособности населения, которая будет восстанавливаться несколько лет.
Если учесть, что общая емкость мебельного рынка составляет несколько сотен миллиардов рублей, становится очевидной важная системная роли отрасли для экономики страны. Сейчас выручки нет, платить поставщикам и банкам нечем. Люди, занятые в этом сегменте, остались практически без работы и без денег — а это 6% экономически активного населения России. Распадаются производственные цепочки, в логистике неразбериха.
В связи с этим более 450 руководителей мебельной отрасли, включая крупные компании, такие как «Мебель Черноземья», «Шатура», «Эльсинор» 8 апреля обратились к правительству РФ с коллективным письмом. Инициатором выступил Алексей Лопухин — генеральный директор мебельной консалтинговой компании «Мебель Инвестиции Ритейл» и мебельного закупочного союза «Атлант МЗС». Это же обращение было выложено на независимой международной платформе для сбора подписей Change.org. На 15 апреля его уже подписали 4500 человек — руководителей и сотрудников мебельных компаний.
Чтобы проблема не осталась незамеченной, 10 апреля письмо также было отправлено Борису Титову, председателю «Партии Роста», и в администрацию Президента РФ.
Мебельщики признают необходимость принятия мер, направленных на обеспечение общественной безопасности и здоровья граждан, и готовы соблюдать ограничения. Со своей стороны они запросили экономическую поддержку для предприятий мебельного бизнеса, особенно малого и среднего, которые составляют до 90% предприятий отрасли. Именно они тяжелее всего переживают катастрофическое снижение объемов продаж. Если борьба с коронавирусом затянется, велик риск того, что половина из них просто прекратит свое существование.
Компании уже пересматривают бизнес-модели, однако для сохранения занятости и обеспечения хоть какой-то стабильности без системной поддержки государства не обойтись. Руководители мебельных компаний представили свои предложения, которые, на их взгляд, помогут сгладить ситуацию.
Первое из них — включить мебельную отрасль в список наиболее пострадавших отраслей. И 15 апреля Владимир Путин на совещании с членами правительства заявил о том, что в этот список необходимо включить весь непродовольственный ритейл.
Предприятия получат отсрочку выплат по всем налогам, страховым взносам и кредитам (малый и средний бизнес), мораторий на подачу заявлений кредиторов о банкротстве — на 6 месяцев. У малого и среднего бизнеса появится больше возможностей для получения кредитов по льготной ставке — до 8,5%. Можно сказать, что большая часть просьб руководителей мебельных компаний была удовлетворена, пусть и не в полном объеме.
Конечно, при принятии этого решения были учтены обращения представителей и других сегментов рынка — продавцов одежды, обуви, книг, других товаров. Но мы видим, что правительство и президент слышат бизнес, поэтому можно рассчитывать на то, что и другие предложения не останутся без внимания.
Автор обращения говорит о необходимости снизить ставку НДС с 20% до 18%, уменьшить стоимость коммунальных платежей, снизить и унифицировать ставки эквайринга по нижнему значению для всех секторов розницы. Мебельщики не планируют останавливаться на этом и намерены и дальше искать пути улучшения ситуации, подтвердил Алексей Лопухин.