13 октября 2023 года в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы открылась выставка, посвященная Оружейной палате периода осмысления национальной истории в XIX веке. Проект демонстрирует, как переплетаются вымысел и действительность в истории уникальных памятников из кремлевского собрания.
Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея. Н.А.Бурдин. 1846. ГИМ, Москва
Предания окружали предметы из царской казны на протяжении столетий: особенно долговечной оказалась легенда о дарах, якобы присланных византийским императором великому князю Владимиру Мономаху. Но именно в начале XIX века любители древностей переосмысляют эти предания и в творческом порыве создают новые мифы. В Оружейной палате, учрежденной в качестве музея императором Александром I в 1806 году, закладываются основы изучения музейного собрания. При этом многие вещи получали вымышленные атрибуции, подчеркивавшие их связь с известными русскими правителями и другими выдающимися деятелями.
Благодаря работам исследователей Оружейной палаты и авторов путеводителей XVIII-XIX веков в кремлевском собрании появились «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «шлем Св. Александра Невского», «шлем, наручи и щит князя Мстислава Владимировича», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха», «шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». На самом деле, названные так памятники были созданы в XVI-XVII веке и не имели никакого отношения к этим персонажам русской истории, жившим гораздо раньше. На протяжении XIX века одни авторы опровергали других, но при этом сами нередко предлагали не менее смелые и фантастические версии.
Трон (приписывался великому князю Ивану III и царю Ивану IV Грозному). Москва, Оружейная палата (?), 1654–1667; отдельные пластины спинки и двуглавый орел над ней — Москва, XIX в. (?). Музеи Московского Кремля
Такой известный экспонат Оружейной палаты как Костяной трон в XIX веке воспринимался как дар, якобы поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог. Позже он и вовсе обретает нового вымышленного владельца в лице царя Ивана Грозного — вполне возможно, из-за хорошо известной скульптуры М.М.Антокольского (1843—1902), изобразившего Ивана IV именно на этом троне.
Иван Грозный. Скульптура. М.М.Антокольский. Санкт-Петербург, 1870-е гг.; отливка — Париж, 1901—1902. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Фантастической биографией обзаводится и созданная в 1682 году Шапка Мономаха второго наряда — она становится «венцом великой княгини Ольги», которая вывезла его из Царьграда, а также короной, которая «употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах».
Шапка Мономаха Второго наряда (в начале XIX вв. считалась короной Таврической и венцом княгини Ольги). Москва, мастерские Кремля, 1682. Музеи Московского Кремля
Экспозиция включает более ста тридцати предметов из коллекции Музеев Московского Кремля и российских музеев – ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Русского музея, ГМЗ «Царское село», Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея истории религии, ГМЗ «Петергоф», Златоустовского городского краеведческого музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.
Посетители узнают о патриотическом подъеме, вызванном наполеоновскими войнами, и увлечении Средневековьем в эпоху романтизма, особенно ярко проявившихся в эпоху Николая I. Они также познакомятся с причинами возникновения исторических мифов, выяснят, какие экспонаты имеют двойную атрибуцию – реальную и легендарную, и почему некоторые легенды Оружейной палаты живы до сих пор.
Даты проведения выставки: 13 октября 2023 – 14 января 2024 года.
Выставочный зал Успенской звонницы, Выставочный зал Патриаршего дворца.