3 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «Девять драгоценностей Бурятии» в рамках Дней культуры Улан-Удэ в Москве, посвященных 350-летию основания города Улан-Удэ. Народное творчество Республики Бурятия – это уникальный пласт самобытного художественного творчества и культурного наследия народов Байкальского региона. Выставка «Девять драгоценностей Бурятии» всецело следует российской концепции «диалога культур».
В названии зашифрован своеобразный код: «Девять драгоценностей» символизируют духовное богатство жизни. Из девяти драгоценностей состоит тело, ум и сознание человека, а также окружающий мир, единство души и тела, единство Человека и Космоса. Кроме того, в представлениях бурят небесный дух-покровитель кузнечества Божинтой, родоначальник светлых небесных кузнецов-дарханов, зачинатель кузнечного ремесла на земле, имел девять сыновей. Они были посланы на землю, чтобы научить людей созидать, заниматься творчеством в глобальном смысле.
Народные промыслы Бурятии уходят своими корнями в глубину веков, к истокам примитивного декора древнейших керамических сосудов и геометрических орнаментов на старинных предметах традиционного быта бурят, несущих космогоническую семантику и ставших первоосновой для развития современного декоративно-прикладного искусства.
На выставке «Девять драгоценностей Бурятии» будут представлены такие виды декоративно-прикладного искусства, как буддийская танка, изделия из серебра, скульптура из бронзы, вышивка бисером, гобелены из конского волоса, кумаланы, семейские коврики и многое другое.
В глубокой древности буряты освоили технологию металлообработки. Они умели лить бронзу, ковать железо, чеканить по серебру. Сегодня серебряный промысел остается одним из самых популярных жанров народных художественных промыслов. В настоящее время в Бурятии наметился всплеск интереса к такому сложному материалу, как бронза. Каждый год появляются новые имена молодых талантливых скульпторов, обратившихся к этому жанру. И сегодня уже можно говорить о феномене современной бурятской бронзы.
Гобелен из конского волоса является брендом декоративно-прикладного искусства Бурятии. «Первоисточник» гобелена из конского волоса — древняя циновка «таар» издавна бытовавшая у бурят. Таары декорировались контрастными по цвету полосками или зигзагами различной ширины.
В народном творчестве эвенков поражает гармоничное соединение практичности и нарядности. Стараниями талантливых мастеров, расшитые ярким бисером унты, сумки, шапки и другие предметы повседневного обихода превращаются в произведения искусства. Каждое изделие, словно пронизано солнечными лучами и излучает радость и этим определяется открытость художественного мира эвенков Бурятии.
Отличительной особенностью культуры старообрядцев Бурятии (семейских) является то, что благодаря своим религиозным воззрениям и строгой морали, им удалось сохранить основы семейного уклада, традиционных способов ведения хозяйства, национальную одежду, народные промыслы и ремесла. Уникальность этнокультуры семейских в том, что им удалось донести до нашего времени черты культуры допетровской московской Руси.
Декоративно-прикладное искусство Бурятии – яркое и самобытное явление в полиэтничном культурном пространстве России. Опираясь на глубинные корни народных промыслов, оно живет и развивается, позволяя современникам прикоснуться к предметам, которые использовали в своей далекой повседневности их предки…