22 марта 2024 года в Музее музыки открылась выставка «Шелк и бамбук» в рамках «перекрестных» Годов культуры Россия — Китай 2024 — 2025 гг.
Выставка призвана раскрыть своеобразие китайской традиционной культуры, а также показать важные страницы истории последних двух столетий культурных взаимосвязей Китая и России.
«Выставка «Шёлк и бамбук» является важным мероприятием года перекрестных культурных обменов России и Китая, которые будут проводиться в 2024—2025 гг. В 2024 году состоится свыше 200 мероприятий в более чем 50 городах Китая и 30 городах России. Нельзя не отметить, что россияне относятся с огромным интересом к китайской культуре. В наших музеях хранятся ее уникальные образцы», — сказала, в рамках открытия выставки, директор Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Елена Харламова.
«В Музее музыки хранится свыше 250 китайских музыкальных инструментов, а также множество артефактов, связанных с историей культуры России и Китая. На нашей выставке мы не только представляем богатую китайскую коллекцию из фондов музея, но и рассказываем о смыслах, которыми она наполнена», — отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов.
«Шелк и бамбук – это символы китайской культуры. Китай является родиной шелка, а бамбук всегда был одним из самых распространённых видов материала. В Китае сочетание шелка и бамбука – это музыка, потому что большинство китайских музыкальных инструментов сделаны именно из них, а музыка – это мост, который соединяет сердца народов России и Китая», — отметил советник-посланник по культуре Посольства Китайской Народной Республики в Москве, директор Китайского культурного центра в Москве господин Фэн Литао.
В церемонии открытия выставки также принял участие господин Цзо Чженьгуань — композитор китайского происхождения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор ряда музыковедческих работ по китайской музыке, партнёр выставки.
Приветствие от руководителя Россотрудничества Евгения Примакова зачитала главный специалист-эксперт отдела культурных инициатив Управления общественной дипломатии Оксана Ильина.
В рамках церемонии открытия выставки Китайский культурный центр в Москве передал в фонды Российского национального музея музыки китайское традиционное резное панно из дерева с изображением иероглифа удачи и благополучия в обрамлении орнамента из цветов лотоса и растений.
Китайская культура насыщена числами и пропитана их символическими значениями. Специфика китайского искусства заключается в его центрированности не на человеке, а на природе, отражением которой является, в частности, музыка. В Китае, в отличие от Европы, существует представление о мироздании как о взаимосвязи пяти природных стихий, порождающих всё разнообразие материального мира.
Шелковый халат с изображением драконов, парящих над волнами Мирового океана. 1-я пол. XX в.
«Шёлк» и «бамбук» – универсальные категории, символы и понятия в культуре Китая. В системе философско-этических и эстетических воззрений китайцев шёлк (шёлковая нить) имеет связь с самим понятием «культура», а бамбук (бамбуковая трубка) представляет собой один из символов пустоты, воплощает в себе важнейшие идеи китайской культуры – упорядоченность, чистоту и стойкость.
Отдельная страница выставки отведена пекинской опере – одному из ярких традиционных жанров искусства Китая. В экспозиции представлены китайские маски театральных героев, фотографии сцен из спектаклей пекинской оперы в Москве в 1950-х и 1980-х годах.
Ганьгу. Двусторонний барабан в форме чана. 1930—1940 гг.
Кожа, дерево, металл, краска, лак, роспись
На выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, театральные маски, характеризующие традиционную культуру Китая, а также эскизы декораций, костюмы постановок, афиши концертов и фотографии, свидетельствующие о многолетних культурных российско-китайских связях.
Большинство экспонатов представлено впервые!
Слева направо. Юэцинь. Струнный щипковый инструмент, «лунная гитара». Чжунху (эрху). Двухструнный смычковый инструмент. Пипа. Струнный щипковый инструмент типа лютни. 1-я пол. XX в.
Шелк (струны), дерево, кость, змеиная кожа, перламутр, резьба, инкрустация
Специально к выставке отреставрирован ряд предметов, среди которых традиционная китайская театральная маска «Царь-обезьян» первой половины XX века.
Среди наиболее ярких экспонатов – струнный музыкальный инструмент Цинь эпохи правления династии Мин (1364—1644), изготовленный из красного дерева и инкрустированный перламутром, ударный музыкальный инструмент Баньгу конца XIX века, эскиз костюмов китайца и китаянки к балету П.И.Чайковского «Щелкунчик» художника В.Доррера, эскиз декорации «В порту» к балету «Красный мак» Р.Глиэра художника М.Курилко (1970), фотографии выдающегося баса Ф.И.Шаляпина на гастролях в Китае, музыкальная рукопись песни «Москва – Пекин» В.Мурадели.
Слева направо. Тангу. Яогу. Двусторонние барабаны. 1920—1930 гг.
Дерево, кожа змеиная, металл, лак
Выставка снабжена фонограммами звучания традиционной музыки Китая, ориентальными фрагментами из произведений русских и советских классиков, а также образцами современной музыки китайских композиторов.
Среди гостей выставки: декан Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ Елена Халипова, директор Музея А.Н.Скрябина Александр Лазарев, советник генерального директора Музея Востока Татьяна Метаксахудожник Сен Бейон и другие.
Партнёр выставки: Китайский культурный центр.
Выставка будет работать для посетителей до 3 ноября 2024 года. Посещение выставки осуществляется по входному билету в музей.