«Святой Георгий» работы Андреа Мантеньи в Москве

San GiorgioС 17 по 19 июня в Посольстве Италии в Москве и с 19 июня по 22 июля в Оружейной палате Московского Кремля будет выставлена картина «Святой Георгий» кисти Андреа Мантеньи из венецианских Галерей Академии.

Посольство Италии в Москве представило очередную экспозицию из серии «выставок одной картины», в рамках которой, начиная с 2011 года, российской публике демонстрируются шедевры итальянского Возрождения и Барокко. Картины сначала выставляются в Посольстве, а затем в крупнейших музеях столицы.

После того, как в Москву были привезены работы Рафаэлло, Бернини, Боттичелли, Лотто, Беллини, Караваджо и Бронзино, а в Санкт-Петербург — «Гроза» кисти Джорджоне, на этот раз в Оружейной палате Московского Кремля будет выставлена картина «Святой Георгий» Андреа Мантеньи, мастера эпохи Возрождения.

PosolВ пресс-конференции, посвящённой этому событию, приняли участие, помимо Посла Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, Генеральный Директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина и представительСпециального Управления по охране объектов художественного, исторического и этноантропологического наследия и руководству объединенными музеями города Венеция и коммуны Гронда Лагунаре Карла Кализи.

В России нет картин Андреа Мантеньи, и, несмотря на то что этот венецианский художник является одним из величайших мастеров итальянского Ренессанса, в России он пока не особенно широко известен.

Выставленная в Москве картина была выкуплена императором Франческо Джузеппе из венецианской коллекции Мандрин в 1856 году и сразу же передана венецианской Академии.

Критики расходятся во мнении о дате создания работы. Кто-то относит ее к концу 50-х годов XVвека, т.е. к началу пребывания художника в Мантуе. Кто-то же считает, что картина была создана в начале 60-х годов, около 1468 г., после поездки Мантеньи в Тоскану в 1466 г.

Мантенья, родившийся в Падуе и активно работавший на севере Италии, внес вклад в распространение строгого художественного языка, который выработался в Ломбардии и Венето.

Мастерство художника формировалось в Падуе, где он был учеником в мастерской Франческо Скварчоне и где познакомился с древним искусством. В Падуе художник знакомится с великим флорентийским искусством: капелла Скровеньи работы Джотто, произведения Донателло, Филиппо Липпи и Паоло Уччелло. Андреа Мантенья женился на сестре венецианского художника Джованни Беллини в 1460 году и переехал в Мантую, куда его пригласила семья Гонзага на замену придворному художнику Пизанелло, скончавшемуся за несколько лет до этого. Именно здесь мастер изобрел технику изображения объектов в ракурсе снизу вверх, экспериментируя с перспективой для создания иллюзорных пространств, наполняя их реальными персонажами. Применение этой знаменитой техники, которую можно наблюдать на фресках «Камера дельи Спози» («Комнаты супругов»), выполненных в Палаццо-Дукале в Мантуе между 1472 и 1474 гг., заметно и на картине, представленной на выставке в Москве.

На этой работе изображен Святой Георгий с поверженным драконом у ног, на заднем плане – город Селена. Сцена заключена в мраморную рамку, обрамляющую фигуру наподобие окна. Согласно легенде о Святом Георгии, проходя по городу Селене в Ливии, святой воин увидел принцессу, которую собирались принести в жертву ненасытному дракону. Всадник убивает чудовище, спасая девушку, и просит за это, чтобы король и вся страна обратились в христианство. Святой Георгий, родом из Каппадокии, владелец богатых имений в Палестине, возможно, был одним из офицеров гвардии императора Диоклетиана. Когда Георгий объявил себя христианином в присутствии императора, он подвергся пыткам, из которых вышел невредимым. Его обвинили в колдовстве. 23 апреля 304 г. Георгия обезглавили. Позднее христианская религия, в том числе и православная, признает его святым.

Святой Георгий и дракон — это одно из наиболее узнаваемых изображений, насыщенное в семантическом плане и наполненное символами из истории искусства. В иконографии Древней Руси Святой Георгий представлял собой идеальный образ мученика, через которого Христос творил чудеса.

Позднее он становится всеобщим символом веры-победительницы над хаосом. Важная икона, хранящаяся в собраниях Третьяковской галереи в Москве, изображает Святого Георгия на коне и царя, который смотрит с высокой башни. Василий Кандинский, мастер русского авангарда, был так поражен этой иконой, что написал несколько ее версий. Этот святой был настолько популярен, что его изображение использовалось во время Октябрьской революции: Лев Троцкий, народный комиссар по иностранным делам, был изображен на известном революционном плакате сидящим на коне в доспехах и пронзающим змею – метафорическое изображение Белой армии.

Святой Георгий — покровитель Москвы. На столичном гербе изображена серебряная фигура на темно-красном фоне, которая поражает дракона копьем. Выставка одной картины «Святой Георгий» Андреа Мантеньи из венецианских Галерей Академии в Музеях Московского Кремля — в тех стенах, которые в 1400 году были построены итальянскими архитекторами, приехавшими на службу к Царю, — это действительно особенный подарок итальянского правительства столице Российской Федерации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777