Палехское искусство «высшей пробы» — музейного и коллекционного формата – представлено в Центральном Доме Художника на юбилейном выставочном проекте, посвящённом 90-летию основания Артели древней живописи и завершающем Год культуры в России. Масштаб проекта беспрецедентен по всем параметрам: Палех в таком объёме и качестве в Москве ещё не выставляли.
Большая ретроспективная экспозиция предлагает обозреть более 600 произведений – шкатулки, ларцы, портреты, пластины, предметы бытового дизайна, иконы палехского письма, монументальные панно, уникальную мебель, росписи по фарфору, оригиналы книжных иллюстраций и книжные фолианты, эскизы театральных костюмов и декораций. В сценографию проекта включены детские рисунки, интерпретирующие палехский стиль. Коммуникацию со зрителем поддерживают медийные комплексы из 150 редчайших фотографий по истории Палеха.
Лаковая миниатюра Палеха – уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью.
История палехского искусства уходит в XVII век – уже тогда по Руси шла слава о местных иконописцах. За три столетия здесь развился особый стиль, вобравший не только древнерусскую традицию, но и достижения старых европейских мастеров. Эту вековую культуру, передаваемую из поколения в поколение, Палех донес до смутного времени революционных потрясений и гражданской войны.
Гениальная идея росписи чёрно-лаковых предметов из папье-маше на основе иконописной традиции принадлежала палехскому художнику Ивану Голикову. В декабре 1924 года бывшие иконописцы организовали Артель древней живописи. Эта дата стала точкой отсчета истории Нового Палеха – палехской лаковой миниатюры – искусства, успешно спроектированного культурно-политической элитой СССР как экспортный вариант тандема пролетарской идеологии и исконной экзотики в стиле a la russe.
Новое искусство Палеха унаследовало стилистические традиции иконописной культуры – условность изображения, гибкость и плавность линий, своеобразные формы архитектуры, пейзажа, орнамента, а также технические приемы – темперные краски, использование золота, техники плавей. В условиях советской реальности реанимация упразднённого революцией иконного стиля стала явлением парадоксального порядка. Со временем палехские лаки стали триумфально известны и любимы во всём мире.
Технология изготовления полуфабриката из папье-маше была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры. Однако Палех всегда отличался от других лаковых центров отсутствием тиражирования и копирования: художники изначально противопоставили промышленному потоку сувениров уникальные авторские вещи, создав узнаваемый – утончённый и драгоценный – палехский стиль, индивидуальный в творчестве каждого из его представителей.
Хронологически выставка охватывает период от середины XVIII столетия до наших дней. Если же говорить об именах, то это несколько поколений художников, классиков палехского искусства – от родоначальников Артели древней живописи до заглавных мастеров второй половины ХХ – начала XXI века, среди которых заслуженные и народные художники СССР и России.
Доминанты выставки – редчайшие произведения основателей Артели древней живописи И.Голикова, И.Зубкова, А.Котухина, И.Маркичева, И.Вакурова, И.Баканова, А.Дыдыкина, Н.Зиновьева и их учеников. Представлены работы лучших художников, обладающих яркой творческой индивидуальностью, – уже ушедших из жизни А.Котухиной, Т.Зубковой, В.Ходова, А.Куркина, Н.Голикова, А.Кочупалова, А.Клипова, а также ныне работающих в Палехе Б. и К. Кукулиевых, В.Морокина, И. Ливановой, Е.Щаницыной, В.Смирнова, Н.Лопатина и многих других.
Выставка демонстрирует широкий тематический диапазон: щедро представлены агитационные лаки, отражающие революционные и актуальные события советской истории, сказочные и литературные сюжеты, идеализированные образы русской деревни и крестьянского труда, традиционные палехские «охоты», «битвы», «тройки», «парочки», «гулянки» и «жар-птицы». Значительное число работ выставляется впервые, в том числе это первая публичная презентация превосходного собрания палехских лаков из запасников Центрального дома художника.
Задачи выставочного проекта – не просто вызвать чувство восхищения эталонными работами ведущих палехских мастеров. Прежде всего, это попытка возродить исторический и художественный статус Палеха как объекта особой гордости России, её национального достояния; включить палехское искусство в российскую и международную систему культурной коммуникации.
Организаторы проекта: Правительство Ивановской области, Благотворительный фонд «Гордость Отечества», Департамент культуры и культурного наследия Ивановской области.
Участники: Государственный музей палехского искусства, Ивановский областной художественный музей, Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г.Бурылина, Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, российские коллекционеры А.А.Добровинский, К.Б.Игнатьев, Международная конфедерация Союза художников Российской Федерации, ВТОО «Союз художников России», Палехское отделение ВТОО «Союз художников России», объединение «Художники Палеха», иконописная мастерская «Палехский иконостас», Палехское художественное училище имени М.Горького, детская художественная студия «Начало» ИОХМ.
Финансовая поддержка: Министерство культуры Российской Федерации, Благотворительный фонд «Губернаторский фонд целевых программ», Благотворительный фонд «Гордость Отечества».
Куратор: Наталья Рыжикова.
Выставка работает с 26 декабря по 11 января, часы работы – с 11:00 до 20:00.
Палех – достояние России
26 декабря, 2014 admin