«Глазами памяти». Образ русской усадьбы в фотографии. 1860—1920-е

CLASSICНа открывшейся 22 марта выставке представлено 170 работ из собрания Исторического музея, дополненные фотографиями Мультимедиа Арт Музея и Музея архитектуры имени А.В.Щусева. Экспозиция позволяет проследить эволюцию усадебной темы в отечественном фотоискусстве и ее основные сюжеты.

Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального характера. Исчезнувший мир русской усадьбы оставил множество литературных и художественных свидетельств. Фотографические образы, равноценные с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, создают разнообразную картину ушедшей усадебной культуры, поэтического мира родовых гнезд и частной жизни дворянских и купеческих семей. Наблюдавший исчезновение усадебной культуры А.Н.Греч утверждал, что после 1930 г. ее следует воспринимать только «глазами памяти». Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: парадные виды крупных имений, любительские фотографии из семейных альбомов и художественные изображения старинных парков и покинутых поместий.

Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших ателье. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика. На парадных фотографиях зафиксированы архитектурные комплексы и ландшафты, сняты владельцы в любимых имениях. Подобным образом запечатлены прославленные Остафьево, Архангельское, Ильинское, Поречье. К уникальным примерам ранней усадебной фотографии 1860-х гг. относятся стереодагеротипы ателье «Т.Шнайдер и сыновья» с интерьерами Марьина, фотографии Никольского-Обольянинова, выполненные М.Н.Шерером, и Никольского-Прозоровского, созданные М.Б.Тулиновым.

CLASSIC9

Любительские фотографии, авторы которых – сами владельцы и гости усадеб, отличаются непосредственностью сюжетов и живостью композиции. В 1890–1910-х гг. стали широко распространенными изображения повседневной жизни в усадьбе. Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей. В этот период появились и документальные фотографии, отражающие общественный интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами. Фотографы фиксировали особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий.

В начале XX в. литературно и художественно оформился миф русской усадьбы. Авторский взгляд фотохудожников привлекали пейзажи и детали, передававшие особое пассеистическое настроение усадебной жизни – поэзию умирания, уходящее величие. Основные объекты изображения – усадебная природа и парк – стали одухотворенными, эмоционально окрашенными. Преображенному образу имения, словно сокрытому дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии. Большинство работ происходят из фонда Русского фотографического общества – жемчужины фотоколлекции Исторического музея. Фотографии А.С.Мазурина, Н.А.Петрова, Н.С.Кроткова, В.Н.Часовникова, В.Н.Шохина демонстрировались на конкурсах и были отобраны для будущего музея светописи.

1920-е – последний значимый период развития усадебной темы. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэтичность разоренных гнезд привлекали ведущих советских фотохудожников. Фотоэтюды выдающихся отечественных мастеров А.Д.Гринберга, Ю.П.Еремина, П.В.Клепикова воплощают уже не прекрасное уходящее Серебряного века, а былое, безвозвратно утраченное, погибшее прошлое.

Выставка работает  до  25 июля 2016 г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777