В галерее «Веллум», в пространстве Гостиного двора, с 13 февраля по 22 апреля 2024 проходит выставка-инсталляция «Пальто Михаила Рогинского». Проект включает более 40 работ одного из самых важных художников-нонконформистов Михаила Рогинского (1931—2004), датируемых, начиная с 1970-х и до 2000-х гг. Большинство представленных работ экспонируется впервые и происходит из крупных частных коллекций.
Куратор проекта, автор идеи оживить картины Рогинского Любовь Агафонова; и автор инсталляции — известный художник по костюмам, сценограф Андрей Климов, — выстраивают драматургию экспозиции необычным образом. Но очень органичным для творчества Рогинского. Пространство разделено на несколько зон. В одной из частей — люди на остановке, у пивного ларька, в метро, в очереди: они на картинах Рогинского нередко «прячутся друг за друга». В другой — появится фантазийный интерьер советской приемной: стол, стулья, печатная машинка, даже с манекеном «секретарши». Следующие части, самые важные, — «Коммуналка» и «Кухня». Произведения «Рубашка», «Брюки», знаменитая советская «кухня» с утварью, бутылками и чайниками. Так, в продолжение натюрмортов с чайниками и бутылками пространство галереи наполняется настоящими винтажными предметами быта из 1970-х годов — бидонами, плитой, чайниками и стаканами. В экспозицию также вплетены рубашки, костюмы и пальто от российского бренда Relax Сoncept Store Mute Mood.
Специально для проекта художник Андрей Бартенев создал объекты в диалоге с эстетикой картин Михаила Рогинского. По его замыслу скульптурные скафандры «Рельсы» и «Семафор» воплощают поэзию объектов доперестроечного быта советской столицы. Бартенев, будучи ребенком, эвакуировался на лето из Норильска на юг через Москву, где катание на метро было частью его большой московской программы. «Скульптурные скафандры» для него – средство защиты от радиоактивности близко установленных человеческих тел в метро.
Выставка произведений Рогинского — редкое явление на российской арт-сцене. Конечно, многим известно об основных символах, связанных с творчеством художника — советского «бытописателя», умевшего буквально создать чувство времени — будь то «Пальто» или «Красная дверь».
Сам автор говорил о своем творчестве следующее: «Для себя определяю это [композиции с фигурами и городские пейзажи] как «документализм», как продолжение поп-арта». Работы Михаила Рогинского, представленные на выставке, отображают его воспоминания о Москве и ее коммунальных квартирах. Плоские натюрморты с привычными предметами быта — чайники, банки, бутылки и сам быт — очереди, дворовые посиделки, улицы — тонко передают меланхолию позднесоветского периода.
М.Рогинский. Стол, стул и ведро. 1994.
Инсталляционное пространство с имитацией коммунальной кухни поможет «сломать четвертую стену» и позволит посетителю приблизиться к лирическому герою художника и вместе с ним попытаться выйти за пределы живописи, за пределы холста.
Как пишет Любовь Агафонова: «Для странного всегда стоящего особняком даже «среди своих» — Михаила Рогинского — характерно более тесное, чем у других художников московского андеграунда 1960-х, — взаимопроникновение внутреннего «я» автора и произведения. Его искусство личное и искреннее. Лирический герой Рогинского исповедален, робок и стеснителен.
Он обряжает этот грустный, неустроенный мир в причудливые одежды, которые могут жить на картине сами по себе или быть одетыми на плоские фигуры людей-функций в огромном городе. Люди в сером у Рогинского оказываются сродни персонажам литературы иного времени, они балансируют между кафкианской тоской и розановской попыткой избавиться от нее… Рогинский — художник ретроспективного проживания».
Большую часть своих картин художник писал по памяти, уже пребывая в парижской эмиграции. Уровень «накаленности», — что в ранние 1960-е, что в поздние 2000-е — един. Его картины оказались сродни некой машине времени, которую вдруг заело. Его пиджаки, брюки и пальто могут висеть где угодно. Его бутылки и чайники могут стоять на кухне в любом городе любой страны. Но только на эту кухню, именно в этом пальто может войти грустный лирический герой Рогинского.
Relax Сoncept Store Mute Mood специально для проекта воссоздал пальто из эпохи художника, а также предоставил капсульную коллекцию, которая перекликается с колористикой Михаила Рогинского. Коллекция бренда, состоящая из мультифункциональных базовых изделий, отсылает к утилитарной моде 1960—1970х годов, где индивидуальность проявлялась из комбинаций типовых вещей и акцентов характерными аксессуарами, ко времени, когда мода была дефицитом, в противовес нынешней эпохе fast-fashion.