«Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции»

PICT3374В рамках Перекрёстного Года культуры Великобритании и России с 3 октября по 30 ноября в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина пройдёт выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции».

Камерная по составу, но фундаментальная по содержанию выставка – диалог искусства дизайна XIX и XXI веков. В экспозиции будут представлены 12 экспонатов знаменитых художников и дизайнеров XIX века из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон) и 20 работ современных дизайнеров.

Переосмысляя актуальные задачи времени, каждая эпоха создает свою эстетику, на которую влияет как мировоззрение человека, развитие его творческого мышления, так и технологический прогресс.

Дизайн зародился в Великобритании, стране, где началась Промышленная революция. В этот период производство становится серийным, ремесленника заменяет машина. Реакцией на это стало возникновение «Движения искусств и ремесел», во многом определившего развитие дизайна начала ХХ века.

Лидер и идеолог движения – Уильям Моррис, вдохновленный трудами писателя и теоретика искусства Джона Рескина, выступал за сохранение богатых национальных традиций декоративно-прикладного искусства. Идеалом для Морриса служил средневековый мастер-ремесленник, вручную изготавливающий каждую вещь. Однако эстетика Морриса не была прямым копированием культурного наследия прошлого. В основе созданной им художественной системы – творческий синтез и переосмысление английской готики и природы.

Современник Уильяма Морриса – Кристофер Дрессер, стал первым независимым и коммерчески успешным промышленным дизайнером. Дрессер искал новые визуальные формы – эстетически привлекательные, но не требующие для реализации сложных промышленных технологий. Он создавал минималистичную посуду и предметы быта на основе простейшей геометрии. На формирование такого подхода, опередившего свое время, повлияло его увлечение ботаникой и традициями искусства Японии. Дрессер не использовал напрямую японские мотивы, не пытался их копировать – он переосмыслил их, создав свою эстетику.

На протяжении ХХ века в британском дизайне существовали два направления: основанный на идее синтеза искусств стиль Уильяма Морриса и рациональный — Кристофера Дрессера.

В ХХ веке цифровые технологии сменили аналоговые и механические. Компьютерное моделирование, 3D печать, лазерная резка к началу 2000-х годов применялись уже для производства не только отдельных деталей, но и законченных промышленных изделий. Этот процесс получил название «Цифровая революция» или «Новая индустриальная революция».

160Экспозиция выставки построена по принципу диалога предметов, созданных в XIX и ХХI веках.

Рядом с образцами тканей Уильяма Морриса размещена видеопроекция «Взгляни на свои стены», выполненная Кристофером Пирсоном (2006). Он взял за основу знаменитый рисунок Морриса «Ветви ивы» (1887) и с помощью современных технологий создал «обои», рисунок которых не статичен, а изменяется на поверхности стены: распускаются бутоны цветов, растут ветви, опадают листья.

Две пары ваз «Раскол» (2008) знаменитого архитектора Захи Хадид из единого металлического блока предельно абстрактны. Выполненные Кристофером Дрессером с использованием металла предметы сервировки (1878) также не связаны с органической формой.

Кресло, созданное шотландским архитектором Чарльзом Рени Макинтошем в 1917 году, имеет подчеркнуто лаконичный геометрический силуэт. Стул «Воплощение» (2002), изгибы которого повторяют контуры человеческого тела, спроектирован Джулианом Майором в минималистической эстетике. Поиски способа визуализации музыки занимали художников и композиторов начала ХХ века. Британский мультимедиа-художник Дэвид Куайола воплотил их идеи в аудиовизуальной инсталляции «Пейзажи Равеля» (2014), в которой звуки музыкальных произведений Мориса Равеля преобразуются на экране в изображения, напоминающие движущиеся природные ландшафты.

Выставка «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к Цифровой революции» позволит совершить краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна: от классиков XIX века к главным тенденциям современности.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777