«АЛЕКСАНДР ГЕРАСИМОВ. К 135-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА»

LeninЭто первая монографическая выставка художника в России за последние шестьдесят лет, на которой зритель сможет увидеть не только импрессионистические натюрморты и пейзажи ученика Коровина, проникновенные портреты поклонника Серова и Репина, но и полотна, вписавшие имя Александра Герасимова в историю как создателя соцреалистического канона, мастера советских государственных картин сталинской эпохи, главной темой которых был образ «вождя, счастливого счастьем народа». Именно эти картины сделали его народным художником, лауреатом четырех Сталинских премий, а затем всесильным первым президентом Академии художеств СССР. В них не надо искать отражения советской реальности тех лет, которой там не больше, чем в «Черном квадрате» Малевича. Зато мы найдем в них нечто более интересное – историю советского воображения, иероглифический установочный текст, читаемые иконы, которые должны были в традициях русского авангарда заниматься производством «нового человека».
Выставка, развернутая в залах Выставочного комплекса Исторического музея, подготовлена совместно с галереей Леонида Шишкина, уже четверть века специализирующейся на искусстве советского периода, и представляет более девяноста полотен Александра Герасимова, а также мемориальные предметы и фотографии. Зрители увидят картины из фондов Исторического и Русского музеев, а также не выставлявшиеся ранее произведения почти из двух десятков частных российских и зарубежных коллекций.
Он стал народным художником, лауреатом четырех Сталинских премий, а затем – всесильным первым президентом Академии художеств СССР. И хотя его картины не отражают советскую реальность тех лет, мы найдем в них нечто более интересное – историю советского воображения, систему идеологических символов, читаемые «иконы», которые должны были в традициях русского авангарда сформировать образ «нового человека».
В послереволюционные годы на роль создателей «стиля эпохи» претендовали различные творческие объединения, но время «пропустило вперед» именно Герасимова. Почему? Организаторы выставки пытаются найти ответ на этот вопрос. Восхождение художника на вершину славы началось в 1930 году с создания картины «В.И.Ленин на трибуне» (ГИМ), ставшей самой тиражируемой за всю историю СССР. Работы, посвященные сталинской теме, очерчивают весь житийный круг от «Клятвы» (частная коллекция, Москва), которую вождь дал в 1924 году, пообещав продолжить дело Ленина, до «Похорон Сталина» (частная коллекция Москва), где мы видим величественный профиль в обрамлении траурных лент и цветов. Особо отметим феноменально большую картину «Гимн Октябрю», (ГРМ), за которую Герасимов получил свою вторую Сталинскую премию.

gimn-oktyabryu
В последний раз москвичи видели ее в 1949 году на выставке, посвященной 70-летнему юбилею Сталина, а затем эту работу убрали на долгие 50 лет из выставочных залов и даже из всех выходивших впоследствии каталогов художника, как будто ее никогда не существовало. Почему так случилось, стало известно совсем недавно. Оказывается, изображенного на полотне торжественного заседания в Большом театре по случаю ХХV годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года, о котором было заранее объявлено, на самом деле не было, и Герасимову поручили воплотить его в жизнь на холсте.
В последние двадцать лет картина стала одним из самых востребованных экспонатов Русского музея, побывав на десяти зарубежных выставках. И сейчас ее снова можно будет увидеть в Москве. На выставке представлены картины Александра Герасимова из почти двух десятков российских и зарубежных частных коллекций (Белоруссия, Великобритания, Италия, Франция, США), в том числе, из собрания Бориса Минца (Музей русского импрессионизма, Москва) и Алексея Ананьева (Институт русского реалистического искусства, Москва). Посетители смогут увидеть «Ню» (частная коллекция, Москва) – самую раннюю работу художника, написанную в мастерской Коровина в 1912 году, и пейзажи 1910-х годов, «Натюрморт с букетами роз» (1947, частное собрание, Франция), портреты архитекторов и военных, иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», импрессионистические парижские сцены и путевые акварели из Индии и Китая. Многое из творческого наследия Герасимова широкий зритель увидит впервые.
Но настоящим открытием для многих станет красочная вакханалия «Половецких плясок» (1955, частная коллекция, Москва). Художник писал ее «для души». Буйные краски «осени патриарха» – словно попытка отдать высокому искусству все, что накопилось за долгие годы работы над правительственными заказами.

polovec
Завершает экспозицию картина «Колхозное стадо» (1959), невольно вступившая в диалог с современным искусством. Она хранилась в собрании семьи художника, а в 1991 году была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях и даже появлялась на торгах аукционного дома MacDougall’s в Лондоне. В Москве технологическая экспертиза выявила под верхним слоем нижнее изображение, оказавшееся недописанным вариантом знаменитой картины «Сталин и Ворошилов в Кремле».
Выставка работает до 11 апреля 2016 г.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Thanks: Torg.1777