С 25 марта по 2 апреля в Центральном Доме художника (Москва, ул. Крымский Вал, д. 10) будет проходить
Российский Антикварный Салон дает объективную и наглядную картину развития антикварного рынка в России, создаёт систему координат и ориентиров для всех, кто связан с антиквариатом, способствует конгломерации лучших участников рынка и представляет их публике. Салон неизменно привлекает широкий круг экспертов, художественных критиков, известных коллекционеров и ценителей искусства, а также тех, кто только начинает или планирует начать свой путь коллекционера антиквариата и предметов старины.
Многие как отечественные, так и зарубежные антиквары расценивают участие в Салоне как обязательную составляющую их профессиональной деятельности, что являлось и является наглядным показателем стабильности российского антикварного рынка даже в сложные экономические периоды. В весеннем Салоне примут участие свыше 240 галерей из Москвы, Санкт-Петербурга, Боровска, Иркутска, Самары, Саратова, Севастополя, Уфы, Челябинска и Ярославля. Кроме того, посетители смогут увидеть и оценить предложения зарубежных участников проекта из Германии, Италии, США, Франции и Беларуси.
По многолетней традиции, на стендах участников Салона будут представлены произведения самых разных жанров искусства – ювелирные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства разных континентов и эпох, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, скульптуры, библиографические и нумизматические редкости, антикварная мебель, классика винтажа и многое другое.
Неизменно широко представлена живопись западноевропейских старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы – этой весной посетители Салона смогут увидеть такие произведения, как «Святое семейство со святым Иоанном и Николой» работы Мастера Круглого Колокола (XVI в.) «Скалистый пейзаж с гадающей цыганкой и путником» Давида Тенирса Младшего (XVII в.), «Волки, нападающие на лошадь» Пауля де Воса и Яна Вильденса (середина XVII в.), «Алжирский мотив. Продавец ковров» Стефана Бакаловича (рубеж 1910—1920-х гг.), «Закат. Избы на холмистом берегу реки» А.К. Саврасова (конец XIX в.), «Пейзаж с храмом» К.А. Коровина (1890—1900-е гг.), «Украинский пейзаж» Н.Н. Дубовского (конец XIX – начало XX в.), портреты «Женя» (1914—1915 гг.) и «Таня и Катя» (после 1917 г.) З.Е. Серебряковой, «Шут» И.Г. Мясоедова (1915 г.), «Тип забулдыга» В.Е. Маковского (1919 г.), «Дубовая роща. Абрамцево» П.П. Кончаловского (1920—1921 гг.) и другие работы выдающихся русских и зарубежных художников.
Специальная экспозиция 42 Российского Антикварного Салона – «ТЫСЯЧА И ОДНА СКАЗКА ВОСТОКА»
Куратор – Елена Лисовская, коллекционер, дизайнер, специалист по традиционному мусульманскому костюму
Экспозиция посвящена традиционному ювелирному искусству и национальному костюму мусульманских стран и территорий, длительное время находившихся под влиянием ислама. В экспозиции представлены изделия XIX – первой трети XX века из Средней Азии (Узбекистан, Туркмения), Афганистана, Ирана, Азербайджана, стран Магриба (Марокко, Тунис, Алжир), стран Аравийского полуострова (Йемен, Оман, Египет), Турции, Болгарии, Македонии.
В связи с возрождающимся интересом к национальной культуре и ее жизни в современном многонациональном мире в рамках специальной экспозиции показано богатое культурное наследие народов, исповедующих ислам. Огромная территория мусульманского мира объединяет множество различных национальностей, обладающих собственной уникальной культурой и искусством.
Ювелирное искусство всегда играло особую роль в жизни народов Востока. Уже в глубокой древности украшения создавались не только для украшения мужчин и женщин, для подчеркивания социального статуса, но и как чудодейственные талисманы. Орнаменты и рисунки на них защищали от порчи, дурного глаза, влияния злых духов и привлекали добро, счастье, удачу. Украшения являлись четким маркером принадлежности к тому или иному роду, семье, племени. Искусство мастера-ювелира очень высоко ценилось и уважалось.
В узбекской части экспозиции можно будет увидеть уникальный комплекс женских свадебных украшений из Хорезма, сохранивших наиболее архаичный тип и древнейшую символику. Широко представлено узбекское и таджикское ювелирное искусство различных регионов Узбекистана – в частности, большая коллекция серег с полудрагоценными камнями и жемчугом, отличающихся тонкостью работы.
Туркменская часть экспозиции в основном представлена украшениями двух туркменских племен – теке и йомуд. Женские, мужские и детские амулеты, височные и затылочные украшения, монисты с российскими монетами удивят своей монументальностью и строгой красотой. Следует отметить уникальное собрание девичьих украшений на шапочку – губпа, принадлежащих шести туркменским племенам. Интересен редкий экспонат – веретено племени йомуд, которое дарила свекровь своей невестке. Особенного внимания заслуживает также наголовный женский свадебный халат XIX века с изысканной вышивкой.
Ирано-азербайджанская часть экспозиции демонстрирует роскошный бакинский женский пояс из бархата с позументом и серебряной, украшенной чернением пряжкой. Очень интересны тончайшей филигранью серьги жительниц Тегерана и серьги иранских курдов, на которых вопреки мусульманской традиции изображены женские лица. Тонкостью работы отличается и тканый ремень с деревянным карабином, служивший для увязывания вещей на вьючное животное.
Впервые экспонируется в России собрание ювелирных украшений стран Магриба. В состав экспозиции войдут марокканские и тунисские фибулы разных племен, сохранившие свои функциональные особенности со времен римских завоеваний, височные серьги и удивительные, поражающие своей фантазийной формой алжирские и мавританские ручные и ножные браслеты.
Особый интерес представляет раздел экспозиции, происходящий с территории возникновения ислама – Аравийского полуострова. Значительная часть йеменского собрания привезена непосредственно из Йемена, приобреталась в семьях и имеет не только художественную, но и высокую научную ценность. Стоит отметить прекрасно выполненное платье с вышивкой – плетением серебряными уплощенными проволоками.
Мусульманские традиции и искусство оставило большой след и на традиционно христианских территориях Балкан. Находясь длительное время в составе Оттоманской империи, балканские народы органично вписали в свои ремесленные и культурные традиции богатый мусульманский опыт. Помимо традиционных ожерелий, серег и браслетов, в экспозиции представлены пряжки – изначально характерный элемент турецкого народного костюма. Однако христианские ювелиры внесли в этот элемент костюма свои символы и сюжеты: на экспонируемых пряжках изображены церкви, птицы и особенно любимый после освобождения и помощи России двуглавый орел.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ 42 РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА:
По давно сложившейся традиции, в центральной зоне Салона, где будут расположены стенды наиболее авторитетных антикварных галерей, посетители смогут увидеть ряд тематических экспозиций, направленность которых демонстрирует стабильность коллекционерских пристрастий.
От Модерна к Модернизму. Гармония в бронзе и живописи
Галерея «Петербургский антиквар»
В экспозиции будут представлены работы знаменитых скульпторов Огюста Родена и Александра Архипенко на фоне произведений русской живописи.
Скульптуры Родена объединяют в себе множество художественных направлений – в них присутствуют реализм, граничащий с романтизмом, импрессионизм и символизм, модерн и экспрессия. В ином стиле выполнены работы Александра Архипенко, одного из родоначальников кубизма в скульптуре, – в основе его произведений лежат динамика, геометрическая простота и контраст форм.
Среди живописных произведений, представленных на экспозиции, центральное место занимает пейзаж знаменитого мастера живописи И. М. Грабаря — «Дорожка в усадьбе», написанная в период творческого подъема художника в 1904 году и сочетающая импрессионистические искания автора с традициями русского искусства.
Ювелирное искусство России
Антикварный Салон «На Кутузовском, 24»
Галерея традиционно представляет экспозицию драгоценных украшений ведущих русских ювелирных фирм: семьи Болин, К. Фаберже, И. Хлебникова, Ф. Лорие и других предприятий и мастеров, работавших для блистательного русского Двора, получивших признание августейших заказчиков и взыскательной великосветской публики, и восхищающих своим творчеством знатоков и любителей искусства сегодня так же, как и сто лет назад.
Среди экспонатов – золотой браслет работы петербургского придворного ювелира Самуэля Арндта, изготовленный по высочайшему заказу и украшенный миниатюрным портретом императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Миниатюра выполнена одним из самых известных миниатюристов второй половины XIX века, академиком портретной акварельной живописи Матвеем Вегнером.
Западноевропейская живопись XVII века
Old Masters Gallery
Экспозиция демонстрирует произведения искусства старых мастеров Северной Европы – религиозная, портретная и пейзажная живопись, сцены бытового и батального жанров кисти ведущих нидерландских художников позднего средневековья и раннего нового времени.
Впервые, после реставрации в Венском музее, будет представлена картина выдающегося фламандского анималиста эпохи барокко Пауля де Воса, написанная им совместно с Яном Вильденсом. Полотно представляет собой прекрасный образец дворцово-замковой большеформатной живописи в иппическом жанре из единой охотничьей серии.
Художники Серебряного века
Антикварный салон «Русский модерн»
Экспозиция представляет живописные произведения Григория Бобровского, Виктора Борисова-Мусатова, Исаака Бродского, Степана Колесникова, Константина Коровина, графику Александра Бенуа и Евгения Лансере.
Мастера Серебряного века, работавшие в 1900—1930-е годы в России и входившие в различные художественные группировки и объединения, были убеждены в том, что именно искусство постепенно смягчит и одухотворит людей.
Шедевры русского фарфора
Галерея искусств Елены Зениной
Основу экспозиции составят изысканные тарелки первой половины XIX века производства Императорского фарфорового завода. Среди них выделяются образцы, выпущенные по случаю коронации Николая I, а также серия с иллюстрациями на военную тематику и золотыми либо бирюзовыми бортами, посвященная Отечественной войне 1812 года.
Экспозицию органично дополнят серия тарелок Юсуповского фарфорового завода с цветочным орнаментом, а также чайный сервиз, изготовленный в 1910-е гг. к трехсотлетию дома Романовых.
Город и горожане
Галерея «Элизиум»
В состав экспозиции войдут работы, в которых пространство города рассматривается как воплощение современного образа жизни. ХХ век внес серьезные коррективы в жанр городского пейзажа, расширил горизонты. Появившаяся новая реальность, радикальные перемены в стиле городской жизни, урбанизм изменили культурный контекст и нашли отражение в художественном творчестве.
В экспозиции можно будет увидеть показывающие образ большого города и сцены городской жизни живописные работы Ю. Пименова, С. Герасимова, Е. Нагаевской, С. Коляды, К. Зефирова, В. Беляшина и других художников разных лет. Важной частью экспозиции станут скульптуры таких художников, как В. Сидур, А. Арендт, А. Григорьев, С. Лебедева, Г. Нерода, раскрывающие характеры и типы горожан.
Стиль «Ампир» – вне моды, вне времени, от эпохи римских императоров до наших дней
Антикварный салон «На Патриарших»
В экспозиции представлены редчайшие предметы мебельного искусства эпохи ампир – как например, гарнитур из шести ампирных кресел, стоявший в личных покоях Наследника Цесаревича в Зимнем дворце. В окружении портретов императорских особ ампирная мебель смотрится очень органично.
Отдельное место в экспозиции занимают произведения, посвященные страницам славных воинских побед нашей армии. Один их лучших баталистов России Франц Рубо в 1910-х годах создал монументальное полотно «Военные переговоры», которое войдет в состав экспозиции. Наряду с работой этого автора будут представлены картины Н.С. Самокиша «Эпизод Русско-Турецкой войны» и В.Д. Поленова «Развалины болгарской деревни» из цикла сербско-черногорско-турецкой и русско-турецкой войн.
Эстетика русского модерна
Арт-центр «Алексеевское подворье»
В составе экспозиции – редчайшие образцы предметов мебели и интерьера такого эстетского и поэтичного направления, как русский модерн.
Посетители выставки смогут увидеть работы знаменитых творческих центров – мастерских Абрамцева, Талашкина, Сергиева Посада и др. Украшением стенда станет большой кабинетный стол, созданный Мастерскими Кустарного Музея по эскизам А.М. Васнецова.
Творчество «Мира искусства»
Галерея «Французский дом»
В экспозиции будут представлены произведения выдающихся российских художников, входивших в состав знаменитого творческого объединения «Мир искусства».
Среди экспонатов выделяются 10 работ Александра Бенуа из цикла «Свадьба Амура и Психеи», женский портрет кисти Константина Сомова и написанный темперой портрет Жени – сына художницы Зинаиды Серебряковой.
К мирискусникам хронологически примыкает Владимир Лебедев – в состав экспозиции войдут его ранние работы, автопортрет и 20 акварелей, созданные в дореволюционные годы.
Коллекция китайского фарфора
Галерея «Евразия»
Уникальная коллекция китайского фарфора включает в себя широчайший диапазон произведений, начиная от периода Сун (960-1279 гг.) и заканчивая 70-ми годами XX века.
В экспозиции представлены бело-голубой фарфор, появившийся в Европе уже 600 лет назад и прочно занявший место в сердцах любителей восточной экзотики, а также сдержанный и лаконичный фарфор Дэхуа, не балующий зрителя богатством красок, но заставляющий вглядываться в изящество линий и наслаждаться красотой монохромной поверхности. На каждом этапе развития своего искусства китайские мастера-керамисты находили все новые способы удивлять публику – изяществом формы, богатством красок, смелостью линий.
Скульптуры Леопольда Бернштама
Галерея «Историческая справедливость»
Экспозиция посвящена творчеству Леопольда Бернштама – известного российского скульптора-монументалиста XIX – XX вв., прожившего большую часть жизни во Франции, но регулярно приезжавшего в Россию для выполнения различных заказов. До 30-х годов ХХ века работы Бернштама украшали Москву и Санкт-Петербург.
Творческое наследие Леопольда Бернштама включает в себя около 250 скульптурных портретов российских и европейских государственных деятелей, писателей, художников и ученых, миниатюрные медальоны и барельефы, настольные портреты и статуэтки, скульптурные композиции на античные и библейские сюжеты. Среди представленных в экспозиции произведений можно будет увидеть его известную скульптуру «Аллегория театра» (1906 г.).
Русский классицизм и неоготика XIX века
Антикварный салон А. Лелянова (Санкт-Петербург)
Основой тематической экспозиции станут совершенная красота эпохи русского классицизма, окончательно сложившегося в первой трети XIX века в царствование Александра I, и уют обстановки, который рождается благодаря сочетанию классицизма с изысканными произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле неоготики того же периода.
Среди экспонатов в первую очередь обращает на себя внимание зеркало-псише орехового дерева производства фирмы П. Гамбса 1820-30-х гг. – прекрасный образец мебели в стиле неоготики.
Монументальная графика Оксаны Павленко
Галерея Графических Искусств и компания «Антик-Инвест»
В экспозиции будет представлено собрание монументальной графики замечательной советской художницы Оксаны Трофимовны Павленко (1896—1991 гг.).
Как талантливый и востребованный художник-монументалист, О.Т. Павленко принимала участие в большинстве знаковых проектов сталинской эпохи – это и росписи для правительственных зданий во Фрунзе (Киргизия), и работы для Краснозаводского театра в Харькове, и фрески для Дворца Советов в Москве. А наибольшую известность и признание Оксане Трофимовне принесла работа над оформлением павильонов ВСХВ в Москве в 1938—1939 и 1951—1954 гг.
Ряд монументальных работ художницы, созданных в 1930—1950-х годах, будут продемонстрированы широкой публике впервые.
Русская усадебная культура
Галерея «Русская усадьба»
В экспозиции представлены произведения искусства, связанные с отечественной усадебной культурой, дворцовыми комплексами и частными коллекциями.
Основу экспозиции составляет мебель – на стенде галереи можно будет увидеть весь спектр предметов, охватывающий временной отрезок с XVII до начала XX в. Предметы выполнены в различных стилях — ампир, классицизм, барокко. Среди экспонатов – туалетный столик рубежа XVIII – XIX вв., происходящий из усадьбы И.С. Тургенева, и стол из массива дуба, выполненный в конце XIX в. по эскизу Ф.О. Шехтеля.
В состав экспозиции войдут также произведения живописи и декоративно‑прикладного искусства — изысканные изделия из бронзы, стекла, фарфора, камня и т.д.
Япония периода Мэйдзи
Галерея «Искусство Востока»
Основу экспозиции составят различные предметы декоративно-прикладного искусства Японии периода Мэйдзи (1868 – 1912 гг.). На стенде будут представлены изделия из бронзы, фарфора, кости, декоративные панно, вазы, выполненные в технике перегородчатой эмали, мебель, произведения живописи той эпохи, а также уникальные окимоно из слоновой кости, среди которых корабль сокровищ «Такарабунэ» с семью богами счастья – символом удачи и благополучия во всех делах.
Художники русского зарубежья
Галерея «Кардашиди-арт»
Экспозиция представляет работы художников русского зарубежья, представляющие несомненную художественную и коллекционную ценность.
В число экспонатов войдут пейзажи Алексея Грищенко, натюрморты Евгения Ширяева и другие произведения живописи, созданные художниками русского зарубежья в 1920—1930 гг., а также анималистические скульптуры Георгия Артемова.
Художественное стекло Ар-деко
Галерея «АА-АмпирАнтик»
Экспозиция содержит уникальную коллекцию художественных изделий из стекла, выполненных Пьером д`Авеном в 1920-30-х годах, в период расцвета стиля Ар-деко.
Пьер д`Авен по праву считается одним из крупнейших скульпторов, создававших свои шедевры из стекла, — наравне с Рене Лаликом и Мариусом Сабино. Творчество этого мастера, работавшего как с выдающимися мастерами старшего поколения (Лалик и Дом), так и с наиболее успешными хрустально-стекольными мануфактурами, до сих пор еще научно не изучено и не описано. Тем не менее, Пьер д`Авен по праву остается одним из наиболее оригинальных и креативных художников в плеяде выдающихся мастеров стекла эпохи Ар-деко.
Русский поставангард XX века
Галерея «Веллум»
Экспозиция представляет работы корифеев неофициального искусства СССР – Юлло Соостера, Дмитрия Краснопевцева, Дмитрия Плавинского, Бориса Свешникова, Эдуарда Штейнберга.
В экспозиции можно будет увидеть работу «Ваза и гипс» Дмитрия Краснопевцева, исполненную в классической авторской манере, раскрывающей метафизику окружающих предметов, «Пустырь» Бориса Свешникова, ведущий в реальность через причудливое сновидение, и другие произведения наиболее значимых авторов в движении нонконформистов.
Интерактивная фотовыставка «АНТИКВАРИАТ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ»
Design & Decoration Center (Центр дизайна на Саввинской набережной) и оргкомитет Российского Антикварного Салона представляют интерактивную фотовыставку «АНТИКВАРИАТ В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ», которая будет проходить в рамках 42-го Российского Антикварного Салона с 25 марта по 2 апреля в ЦДХ.
Экспозиция будет состоять из фотографий интерьеров, которые украшают антикварные предметы. Цель этого проекта – продемонстрировать мастерство отечественных дизайнеров, декораторов и архитекторов на примере реализованных проектов.
В экспозиции будут представлены работы Анастасии Панибратовой, Марины Филипповой, Ильи Сологубовского и других известных российских дизайнеров, декораторов и архитекторов.
Время работы:
25 марта: с 16:00 до 21:00
26 марта – 02 апреля: с 12:00 до 20:00